Отрочество

Лев Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
8 сочинений

«Какие нравственные вопросы (проблемы) стоят перед главным героем Л. Н. Толстого «Юность» и насколько они созвучны с проблемами, стоящими перед современным молодым человеком»

Сочинение

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» занимает особое место в творчестве Л. Н. Толстого. Писатель стремился показать развитие человека как личности, рассматривая жизнь в ее динамике. Самоконтроль в нравственном плане — основа жизни Толстого того времени, когда он создавал это произведение.

В «Юности» автор обращается именно к проблеме нравственного роста человека. Начало юности, по мнению писателя, — «шестнадцатый год на исходе».

Николеньку мучает множество вопросов, которые он «прокручивает» в голове. Он думает о том, что хотел бы обидеть Карла Ивановича, разъяриться на милую Наталью Савишну, пережить смерь любимой матери, но это было в детстве. В «Юности» героя начинают занимать другие проблемы: Николенька пытается отличить «пустую фразу от истинного выраженного чувства». У главного героя появляются правила поведения «на всю жизнь». «Разделив свои обязанности на три рода: на обязанности к самому себе, к ближним и богу», Николенька начал на бумаге формулировать первые, но, к его удивлению, их оказалось очень много. Он приходит к выводу, что перед тем, как писать обязанности, нужно составить «Правила жизни».

Главный герой изображен человеком, который постоянно следить за собой. Он частенько поглядывает в зеркало, которое то радует, то расстраивает, то сосредотачивает его. Но зеркало здесь выступает не только в прямом, но и в переносном смысле. Николенька смотрит не на отражение своего лица, а на свой «нравственный облик». С нравственной точки зрения главный герой анализирует всех людей, с которыми общается: и отца, и Володю, и князя Ивана Ивановича, и светское общество.

В решении духовных проблем автор обращается к теме дружбы, которая становится главной в последней части трилогии. Дружба, по мнению Толстого, является тем стержнем настоящего сильного человека, который ведет его по жизни. Дружба — такая сила, «когда возносясь все выше и выше в области мысли, вдруг постигаешь всю необъятность ее…» Настоящие дружеские отношения характеризуются, как считает Николенька, уверенностью в прочности чувств и верности друг другу.

Из-за своего возраста главный герой — максималист, его поступки — порывы чувств и эмоций. Иногда действия Николеньки еще долго анализируются им самим. Ссора с Колпиковым наводит юношу на размышления, которые не были для него утешительными: «Мне вдруг пришла страшная мысль, что я поступил как трус. Какое он имел право нападать на меня? Отчего он просто не сказал, что это ему мешает? Стало быть, он был виноват?.. Я ничего не сделал, а, как подлый трусишка, проглотил обиду».

Николенька постоянно анализирует свои поступки. Мальчик без устали воспитывает себя. Ставит перед собой цели, к которым смело идет. Николенька страстно желает совершенства, чем и было положено «начало новому взгляду на себя, на людей и на мир божий». Герою в его шестнадцать лет свойственна искренность и удивительная чистота. Его исповедь в бабушкиной комнате делает главного героя чище. После откровений он чувствует себя изменившимся. Однако, вспомнив еще один свой грех, Николенька испытывает неподдельный страх: «Долго я ворочался с боку на бок, передумывая свое положение и с минуты на минуту ожидая божьего наказания и даже внезапной смерти, — мысль, приводившая меня в неописанный ужас»

Главному герою свойственна твердость характера и желание менять себя только к лучшему, его мечты — идеалистичны. Николенька все время проверяет себя, контролирует. Он стремиться к правде, пытается различать лживое, лицемерное от истинного и настоящего.

Раздумывая над вопросом, насколько нравственные проблемы, поднятые в «Юности», созвучны с проблемами современного человека, я пришел к интересному выводу. Современное поколение так же стремиться к идеалу и часто задается вопросом, где истина, а где — ложь. Мы часто мечтаем о том, что когда-нибудь станем настоящей личностью, которая будет постоянно стремиться к совершенствованию. Мы мечтаем о дружбе, верности, мечтаем о том, что наши близкие всегда будут поддерживать нас, как и мы сами.

Но, в силу того, что мы живем в другом времени, то изменились и нравственные представления людей. Мы стремимся к идеалу внутренне, но ничего для этого не делаем в жизни. Все так и остается в наших грезах. Современный человек слишком ленив, чтобы создавать правила «на всю жизнь», даже если все это осталось на бумаге. Люди слишком увлечены собственными, мимолетными радостями. Блага цивилизации и массовая культура нередко затуманивают наше сознание и отвлекают нас от размышлений над собой, свом внутренним миром. Да, конечно, есть молодые люди, которые стараются заглянуть в свою душу, хотят воспитать в себе положительные качества. Но, чаще всего, это лишь желание быть не таким, как все, быть индивидуальностью среди толпы.

Изучая жизнь Николеньки, мальчика девятнадцатого века, я прихожу к выводу, что наше поколение более поверхностно и легкомысленно. Отметив удивительную набожность Иртеньева, я понял, насколько современный молодой человек далек от этого и, чаще всего, не задумывается о своих поступках и о возможности их греховного начала.

Тем не менее, я думаю, что такие, как Николенька, есть и в современном обществе. Пока мы читаем такие произведения, как «Юность», мы будем анализировать действительность и так же, как и главный герой, стремиться к идеалу.

Другие сочинения по этому произведению


«Детство. Отрочество. Юность» Детство, отрочество и юность (по творчеству Л. Н. Толстого) Диалектика (развитие) души в повести Л. Н. Толстого «Юность» Как «сделана» трилогия Л. Н. Толстого «Детство. отрочество. юность» Как усиливается страх героя с приближением грозы? (по повести Л. Н. Толстого «Детство») Трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» Трилогия Л.Н. Толстого «ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ»