«Пророк Пушкина и Лермонтова»
Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения «Пророк», Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение «Пророк» — своё продолжение истории путника, наделённого пророческим даром.
У Пушкина простой смертный, претерпевая нечеловеческие страдания, преображается в пророка. Он услышал глас божий, он вдохновлён и готов к выполнению своей миссии.
Уже у Лермонтова он попадает в реальный мир, где встречает лишь злобу и порок. И никто не верит, что «бог гласит его устами», на его долю снова выпадают муки и страдания, причиняемые уже не ангелом, а простыми смертными, лишённые высшего смысла, порожденные лишь злобой и ненавистью. У Лермонтова, как и у Пушкинав стихотворении есть библейский подтекст. Страдания лермонтовского пророка напоминают страдания Христа, однако пророк не погибает от рук человеческих, а уходит в пустыню, где без своего желания получил мучительный пророческий дар. что же ищет он в пустыне? Возможно, он надеется на помощь господа, на избавление от дара, оказавшегося для него испытанием.
Отшельническая жизнь в пустыне успокаивает его, и он живёт раздольно, легко ладит с «тварями земными», любуется звёздами. А пушкин с «пустыней мрачною» сравнивает бессмысленное существование своих современников.
Итак, лермонтовский пророк почти счастливо живёт в пустыне. Читаем стихотворение дальше:
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо…
а зачем пророк-отшельник ходит в город? ведь у него есть пустыня и звёзды, которым уж точно чужды порок и презрение. Зачем же он выбирается из своей пустынной обители и идет в город, где ему не верят, гонят, презирают и насмехаются?
Видимо, не всё человеческое выжег в нём пушкинский серафим. Он, как и все люди, тянется к обществу, забывая, что он сам уже не может говорить ничего, кроме правды, которую люди не любят слушать.
В этом и состоит вечная мука пророка: он всё еще человек, он любит людей, но люди гонят его за правдивость и «чистые ученья».
Другие сочинения по этому произведению
Анализ оды