Стихотворения 1814−1822

Александр Сергеевич Пушкин


Сочинения
20 сочинения

«Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***"»

Сочинение

Стихотворение А. С. Пушкина «К***" было написано в 1825 году. Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн (1800 — 18790). Впервые Пушкин увидел эту девушку в 1819 году и был очарован ее красотой и обаянием. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года в Тригорском, во время Михайловской ссылки. Неожиданная встреча всколыхнула в поэте почти угаснувшее и забытое чувство.

Стихотворение написано в жанре послания. Об этом говорит и его название — «К***". Оно посвящено возлюбленной, которая всколыхнула в лирическом герое все самое светлое, настоящее, возродила его к жизни.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что в лирической героине для поэта сосредоточена сама жизнь. Без нее, без ее обаяния, молодости, красоты, лирический герой потерял ощущение прелести жизни. Он больше не чувствовал «божества, вдохновенья, слез, жизни, любви». И только с новым появлением героини поэт почувствовал, что он живет, он вновь возродился к жизни.

Соответственно, эмоциональную окраску стихотворения можно охарактеризовать как светлую, лирическую, возвышенную, жизнеутверждающую.

Стихотворение построено как описание жизни героя, освященной двумя событиями: двумя встречами с лирической героиней. Первая встреча была для героя «чудным мгновением»:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Героиня стала для него опорой и поддержкой, она давала ему силы жить, преодолевать трудности, существовать:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Со временем чувство к девушке стало забываться, суета начала стирать из памяти ее черты, наконец, даже воспоминание о ней исчезло:

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

Но, уйдя из жизни героя, лирическая героиня забрала с собой что-то важное, жизненно необходимое, без чего существование теряет прелесть, остроту, даже смысл:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Но жизнь преподнесла герою подарок — еще одну встречу с лирической героиней. И все встало на свои места, жизнь вновь приобрела все оттенки, засияла всеми цветами радуги:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Герой возродился к жизни, он вновь научился чувствовать, дышать полной грудью, наслаждаться жизнью.

Таким образом, в стихотворении можно выделить два основных образа — лирической героини и героя. Мы не знаем внешности героини, поэту важны ее внутренние характеристики, вдохновляющие его, дающие ему силы. Это «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», «гений чистой красоты».

О герое мы узнаем, что жизнь его была нелегка, наполнена житейскими бурями, невзгодами, тягостными переживаниями. В стихотворении много автобиографических мотивов: есть здесь, например, и намек на ссылки поэта («В глуши, во мраке заточенья»). Свою жизнь герой делит на несколько периодов: встреча с лирической героиней, жизнь без нее, новая встреча с героиней.

Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Можно сказать, что стихотворение основано на сравнениях: «как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты».

В произведении много эпитетов: «чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «чистая красота», «грусть безнадежная», «в томленье грусти», «шумная суета», «грусть безнадежная», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», «в тревогах суеты»,

Данное произведение наполнено метафорами: «звучал голос», «порыв рассеял мечты», «бурь порыв», «во мраке заточенья», «тянулись дни», «душе настало пробужденье», «бьется в упоенье», «воскресли божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Кроме того, в данном стихотворении присутствует градация: «И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»; «твой голос нежный, твои небесные черты»; «в глуши, во мраке заточенья».

В плане синтаксиса в стихотворении можно выделить анафору:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Также здесь можно выделить повтор («без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви»), инверсию («тянулись тих дни мои», «шли годы», «душе настало пробужденье» и так далее).

Данное произведение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и усеченными стопами. Это придает течению стихотворения некую размеренность и плавность, торжественность. Произведение состоит из шести четверостиший с перекрестной рифмовкой, мужскими и женскими рифмами.

В плане фонетики в стихотворении присутствует ассонанс — обилие гласных О, Е, И в характеристике лирической героини. Это придает ее образу воздушность, легкость, «небесные черты». Кроме того, здесь есть и аллитерация: «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви». Свистящие и шипящие согласные придают этим строкам дополнительное настроение безысходности, печали, фатума.

Таким образом, стихотворение Пушкина «К ***" является образцом высокой поэзии как в идейном, так и в художественном смысле.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ оды А. С. Пушкина «Вольность» Анализ стихотворения «Пирующие студенты» Прием антитезы в стихотворении Пушкина «Деревня» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Телега жизни». Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе воздвиг нерукотворный…» (1836) Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» Анализ стихотворения Пушкина «Деревня» Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» Анализ стихотворения Пушкина А. С. «Арион» Анализ стихотворения Пушкина А. С. «Во глубине сибирских руд» (В Сибирь). Анализ стихотворения Пушкина А. С. «Зимнее утро» Пророк Пушкина и Лермонтова Сравнительный анализ стихов А. С. Пушкина «Туча» и М. Ю. Лермонтова «Тучи» Ссылка А. С. Пушкина в селе Михайловском (1824−1826 г.) Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» (восприятие, истолкование, оценка) Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина Тема любви в лирике Пушкина