Капитанская дочка
Александр Сергеевич Пушкин
«Система образов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»
Ещё с 20-х годов 19 века
Обе эти стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачёва. Предводитель крестьянского мятежа является главным героем, хотя внешне им выступает
В произведении Гринев — дворянин и офицер — рассказывает историю своих встреч с Пугачевым, в его отношении к предводителю сквозит авторская позиция. Если дворянские публицисты описывали Пугачева как «изверга, вне законов природы рожденного», то в «Капитанской дочке» он стал воплощением цельности и удали натуры, талантливости — черт народа, которыми восхищался Пушкин. Уже первое знакомство с героем вызывает чувство симпатии. Он появляется, когда Гринев заблудился в степи. «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», — признается рассказчик. Этот человек не чувствует себя потерянным. Автор устами Гринева называет его «вожатым». Портретные характеристики позволяют судить о Пугачеве как о страстном, горячем, смелом человеке: «живые большие глаза так и бегали», «с удивительным выражением плутовства и насмешливости».
Пугачёв связан с народом, пользуется его любовью. Раскрывая его образ, автор обширно использует фольклор. Речь Пугачёва сдобрена пословицами и поговорками, отображающими народные взгляды: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее». Пугачёв любит народные песни. В главе «Незваный гость» описывается застолье, где Пугачев и казацкие старшины поют бурлацкую песню про виселицу. Во время сражений он личным примером смелости ободряет бойцов: «…по его повелению четыре человека отделились и во весь подскакали под самую крепость», «остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал».
Образу Пугачева противопоставлен образ оренбургского генерала, он оторван от народа, он бессердечно отнесся к осиротевшей дочери коменданта. Данное сравнение позволяет определить авторскую позицию.
Пугачёв благороден, ему обязаны Гринёв и Маша своим счастьем. Он великодушнее Екатерины II, которая в конце повести выступает в роли благодетельницы. Поэтизируя образ Пугачева, Пушкин не призывает к восстанию, а создаёт нравственный идеал человека, который лишь в борьбе реализует себя.
Образ Пугачева раскрывается в его взаимоотношении с Петром Гриневым. Это сын помещика, говорящий о себе: «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Отправляя его на военную службу, отец завещал: «…береги платье снову, а честь смолоду». Петр стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведёт себя как храбрый офицер: «отпустишь меня—спасибо; казнишь — бог тебе судья». Прямодушие и открытость располагают к нему Пугачева, привлекают читателя. Он не поддерживает восстания, при этом видит в бунтовщике заступника бедных и сирот. Гринев верен в своей любви к Маше Мироновой, самовольно отправляется в Белогорскую крепость спасать любимую. В этом проявляется его горячность, но при этом и преданность. Образ Гринёва дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем.
Образу Петра противопоставлен образ Швабрина. Он — воплощение бесчестия и беспринципности. Гриневу он несимпатичен: «…беседа его становилась для меня менее приятною». Швабрин клевещет на Марию, доносит на Гринева, предает офицерскую честь, переходя на сторону Пугачева. Авторская оценка этого персонажа резко негативная, в повести он называется по фамилии, либо указываются лишь инициалы: А.И.
Семья коменданта крепости Ивана Кузьмича Миронова — «старинные люди», близкие к народу. В нравственном отношении Мироновы противостоят аристократическому дворянству. Чувство долга, офицерской чести живёт в душе коменданта. Он не признает в Пугачеве государя и гибнет, не запятнав чести. Василиса Егоровна испытала на себе влияние крепостнической действительности, она управляет крепостью, «как своим домком». Полно раскрывается в повести образ Маши, «капитанской дочки». В главах, посвященных раскрытию её образа, эпиграфами взяты строки из народных песен. Этим подчеркивается цельность натуры героини, её близость народу. Её простоватая внешность подкупает и вызывает симпатию: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Гринев видит в ней «благоразумную и чувствительную» девушку. В повести раскрывается скрытая сила её характера: «трусиха Маша» решительно борется за спасение Гринева, она «с трепетом пошла по лестнице» ради того, чтобы встретится с императрицей. Машин образ — воплощение чистоты и бескорыстия.
Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, верного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого отображения жизни того времени.
Итак, на страницах повести сопоставлены два враждующих лагеря: народный, возглавляемый Е. Пугачевым, и дворянский, во главе которого стоит императрица Екатерина II. По воле автора все истинно человеческое отдано миру народному.
Другие сочинения по этому произведению
"Счастье и радость жизни в правде..." А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы — А.С.Пушкин "Капитанская дочка") Береги честь смолоду (По повести