«Роль писем героев в романе Пушкина "Капитанская дочка"»
Сочинение
Эпистолярный жанр, сложившийся на Руси уже к 16 веку, был не только средством общения, но позже и средством создания литературного произведения. Вслед за французами (в частности – Руссо) появляются в России повести и романы в письмах. Письма давали возможность писателю характеризовать индивидуальность автора письма.
Использует этот прием и Пушкин. Причем в его произведениях письмо, выражение мыслей и чувств на бумаге, становится своеобразной проверкой для героя. "Ум" и "сердце", "чувства" и "разум" обязательно соседствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с двух этих позиций.
Весь роман Пушкина "Капитанская дочка" предстает перед читателями в виде большого письма, послания, "записок" — так определяет их сам Пушкин, — написанных Петром Гриневым и адресованных, возможно, внукам. Не случайно автор разделяет себя и рассказчика (Гринева), тем самым позволяя и себе сделать заключительную приписку (от издателя).
Как влияют письма на развитие действия? Какова их художественная роль в структуре романа?
Итак, с одной стороны, жанр исторического романа определял задачи произведения — полностью раскрыть эпоху, но с другой — само название ("Капитанская дочка") обнаружило еще один план произведения — показать простую человеческую жизнь, понять человека в его времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причем оба эти "плана" взаимосвязаны, и поэтому можно говорить о нескольких конфликтах в романе: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют письма героев, "вносящие" живую струю в роман.
В произведении представлены письма, описывающие исторические события или предвещающие их. Письмо генерала капитану Миронову даже написано подобно исторической записке, как на лексическом так и на стилистическом уровне, и является завязкой исторического конфликта. Само письмо построено как целостное произведение: сначала экспозиция (вводится образ Пугачева — "раскольник", "злодей", "самозванец"), затем динамичная картина его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм ("собрал", "произвел", "разорил", "учиня", "произведя"), и вывод (приказ отразить, а то и истребить "указанного злодея"). Но это письмо поднимает не только исторические, но и бытовые и философские вопросы.
Так приписка "по секрету" обыгрывается Пушкиным в добром и немного ироничном эпизоде попытки Ивана Кузьмича скрыть положение дел от Василисы Егоровны; употребление же единственного числа по отношению всех действий Пугачева как бы создает образ его одиночества; и именно за этим письмом следует вопрос, поставленный Гриневым, который можно расценивать как риторический: "Как ты думаешь, чем это кончится?"
Есть в произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание Пугачева). Противопоставление двух этих посланий дается Пушкиным относительно лексики и интонации, служит для создания характеристик обоим лагерям; это начальная точка сравнения их (особенно эта тема будет развита далее при описании двух советов).
Письма Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и Савельичу, оренбургскому генералу раскрывают бытовой и нравственный конфликты. Не случайно при прочтении последнего письма генерал постоянно делает поправки от себя, что создает образ единения написанного и действительного, на страницы романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического произведения.
Письмо Маши является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов (полностью раскрываются характеры Маши, Швабрина и Гринева).
В приписке издателя вкратце дается текст еще одного письма (Екатерины II отцу Гринева). Причем в нем поднимается одна из главных проблем всего произведения — согласие ума и сердца: "…похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова", — говорится в нем, и невольно напрашивается сравнение с текстом Грибоедова ("Ум с сердцем не в ладу").
То есть, как уже говорилось, каждый герой расценивается с позиций разума и чувства, но мотив Грибоедова "живой" и "не живой" жизни вводится с помощью писем и их влияния на развитие сюжета и в действие романа (вспомним совет оренбургских чиновников, образы Швабрина и Гринева, да и само противопоставление мира и бунта).
Итак, письма помогают раскрытию конфликта. Но это не единственная их роль в произведении. Большое значение имеют они и в композиции, повороте сюжета, и в раскрытии характера героя.
Каждое письмо опровергает намерение или предположение, сделанное раньше, и совершенно неожиданно направляет события в другое русло. Итак, рассмотрим их согласно "хронологии" романа. Все "блестящие надежды" Петруши "рушатся", ибо отец его пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу, что, в общем-то, и является началом всех событий, произошедших с ним, можно даже сказать, что это и есть завязка всего произведения.
Текст письма появляется на страницах романа позже и вновь рушит все надежды Гринева (эпизод с "ежовыми рукавицами"). Этим постоянным приоритетом воли отца над мечтами сына Пушкин поднимает еще один вечный вопрос русской литературы — проблему "отцов" и "детей", "мудрости и неопытности"…
Письмо Зурина Гриневу является своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича, ибо заставляет его перейти к решительным мерам ("сейчас" или "никогда"). Письма отца Гринева Петру и Савельичу есть развитие любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивают сюжет (открывается невозможность Маши и Гринева быть вместе; раскрываются характеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина).
С помощью аллитерации звуков [с], [т] и [п] и интонации (обилия восклицательных и вопросительных предложений) Пушкин передает негодование отца. "Сын мой Петр!" — начинается письмо, адресованное Гриневу, и фраза эта, благодаря восклицательному знаку и всему фонетическому составу, звучит как "Сын мой Камень!" (ведь Петр в переводе с греческого — "камень"), и становится ясно, почему Петр Андреевич с первых же строк увидел, что все дело не состоялось. Обращение же к Савельичу еще более сурово. "Стыдно тебе, старый пес!", "пошлю свиней пасти!" — пишет ему отец Гринева. Но все же Пушкин изображает его и как отца заботящегося, как о физическом ("Хорошо ли его залечили?"), так и о духовном здоровье ("Что из тебя будет?") сына.
В ответном письме Савельич пытается вернуть все на прежнее место. "Грамота" его имеет кольцевую композицию (повествование начинается и заканчивается пересказом письма оппонента), что, возможно, символизирует попытку его помирить отца с сыном и "восстановить" ход событий жизни. Но она неумолима, поэтому приходит еще одно, секретное, письмо, меняющее уже не только судьбу Гринева, но и судьбу всех обитателей белогородской крепости.
И вот… в крепости появляется уже знакомый по письму "злодей" Пугачев, который и здесь производит грабежи и убийства и по счастливой случайности спасает Гринева. Но преподнесенный ему Савельичем список "разграбленного добра" и последующий "припадок великодушия" не позволяет расценивать его лишь как тирана. А Маша спасена и отправляется вместе с Савельичем к родителям Гринева.
И вот… в "самую минуту", когда будущая жизнь только стала радужно представляться Петруше, "неожиданная гроза поразила" его… Новым ударом становится секретная бумага, пришедшая Зурину, об аресте Петра.
Можно сказать, что письма в контексте романа и есть сама жизнь, непредсказуемая и изменчивая. Так внезапно меняется и уклад жизни в именье Гриневых после получения письма от князя Б., извещающего об аресте Петра Андреевича. Кажется, что дело непоправимо, ведь благородство Гринева не позволяет ему вмешивать Машу. Но она сама пишет прошение Екатерине и отправляется в Петербург, дабы лично вручить его ей. И совершенно случайно встретясь с царицей, передает ей письмо, что и исправляет все положение. Это и есть развязка всего романа, именно на этом заканчиваются записи Гринева.
Итак, можно уверенно сказать, что письма в тексте произведения не только раскрывают индивидуальные характеры их авторов и придают всему тексту повествования историческое звучание, но ещё и влияют на композиционное построение сюжета, являясь иногда поводом для неожиданного поворота в сюжете.
Другие сочинения по этому произведению
"Счастье и радость жизни в правде..." А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы — А.С.Пушкин "Капитанская дочка")
Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
«Береги честь смолоду» (по роману Пушкина «Капитанская дочка»)
Капитанская дочка
«Капитанская дочка» А. С. Пушкина — послание потомкам
Автор - повествователь — герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Автор, рассказчик и герой в романе «Капитанская дочка»
Анализ эпизода «Военный совет у Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Анализ эпизода «Первая непринужденная беседа Петра Гринева с Емельяном Пугачевым»
Белогорская крепость в жизни Гринева
Белогорская крепость в жизни Петра Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).
Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Береги честь смолоду
Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Береги честь смолоду (по творчеству А. С. Пушкина)
Береги честь смолоду... (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
В чем секрет обаяния Емельяна Пугачева? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Взгляды и характер Гринева
Герои "Капитанской дочки"
ГЕРОИ “КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ” В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕТЕЛИ
Герой повести, о котором я хотел бы рассказать.
Гринёв и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Гринев и Швабрин в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Гринёв и Швабрин — соперники или враги (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка»)
Женский образ Маши в повести «Капитанская Дочка» А. С. Пушкина
Жить не по лжи
Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка»
Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Изображение пугачевского движения
Историческая повесть «Капитанская дочка»
История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
История Маши Мироновой
История Маши Мироновой (по “Капитанской дочке” А. Пушкина)
История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка»)
История создания повести «Капитанская дочка»
Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Как решает Пушкин проблему «социальное и человеческое» в «Капитанской дочке» (на примере 2-3 эпизодов по выбору)
Как я оцениваю решение Гринева покинуть Оренбург и ехать в Белогорскую крепость на выручку Маши, нарушив свой офицерский долг? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Каким видится мне Емельян Пугачев в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Композиционные особенности повести «Капитанская дочка»
Композиция повести «Капитанская дочка»
Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринёва, или Пугачёв, пощадивший его?
Мир Пушкина в моей душе (к 210-летию А.С. Пушкина)
Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Мое любимое произведение А. С. Пушкина
Мое любимое произведение А. С. Пушкина (по повести «Капитанская дочка»)
Мое любимое произведение А. С. Пушкина (повесть «Капитанская дочка»)
Мое любимое произведение Пушкина
Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Неоднозначность решения образа Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Низость и двоедушие Алексея Швабрина. По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”
Нравственная проблематика повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Образ Гринева
Образ Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Образ Гринева-мемуариста в повести А. С. Пушкина«Капитанская дочка»
Образ Е. Пугачёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Образ Емельяна Пугачева в романе Пушкина «Капитанская дочка»
Образ Емельяна Пугачева и образ народа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Образ Емельяна Пугачева как центральный образ повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Образ Марьи Ивановны в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Образ народа в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»
Образ Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Образ Пугачева
Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Образ Пугачева и его художественное воплощение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Образ Савельича и Швабрина в повести «Капитанская дочка»
Образы-символы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Основные образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)
Пётр Гринёв (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Петр Гринев как представитель лучшей части дворянства
Петр Гринёв — благородный дворянин (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Письмо предводителю крестьянскоговосстания Емельяну Ивановичу Пугачеву
Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка\' как историческое сочинение
Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»?
Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»?
Почему произведение названо «Капитанская дочка»?
Почему роман А. С. Пушкина назвается «Капитанская дочка»?
Почему скромной капитанской дочке отдано столь значительное место в сюжете повести
Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Пугачёв — злодей или народный герой?
Пугачев — предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Пугачев — разбойник или освободитель? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Пугачёв в романе Пушкина "Капитанская дочка"
Пугачёв и его сподвижники
Пугачев как предводитель восстания и как человек (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Пугачев Пушкина
Реальность и художественный вымысел в образах Пугачева и Екатерины II в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Роль песни «Не шуми, мати зеленая дубрава.» в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
С какой целью в произведении Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым дается описание Оренбургской губернии 1773 г.
Самостоянье человека залог величия его по повести "Капитанская дочка"
Самостоянье человека — залог величия его по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Семья Мироновых в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Система образов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Система персонажей в повести «Капитанская дочка»
Служба в Белогорской крепости
Смысл и роль сказки про орла и ворона (по роману Пушкина «Капитанская дочка»).
Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Смысл эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Смысл эпиграфов в "Капитанской дочке"
Сравнение Гринева и Швабрина
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — главных героев повести «Капитанская дочка»
Старый черт Савельич
Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим»
Судьба Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова
Тема русского бунта в повести Пушкина «Капитанская дочка».
Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина
Формирование личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Характеристика Маши Мироновой и Гринева
Характеристика Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Характеры Гринева и Швабрина в повести А.С.Пушкина
Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Швабрин — понравившийся персонаж в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Этапы духовного созревания Петра Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
История создания и анализ романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С.
Гринев и Швабрин
Характеристика членов семьи Мироновых в повести «Капитанская дочка»
Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1)
Характеристика образа Гринев Петр Андреевич (Петруша)
Роман «Капитанская дочка» и проблема воспитания молодого поколения
Маша Миронова - мой любимый литературный герой (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Образ Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Сон Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Портретная характеристика Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»
Гринев и Пугачев. История их отношений (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (План)
Жизнь Гринева в Белогорской крепости (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Исторический план написания «Капитанской дочки»
Смысл эпиграфа «Капитанской дочки»
Как выразились принципы Пушкина-историка в романе
Краткая характеристика произведения "Капитанская дочка" Пушкина А.С.
Жанровое своеобразие романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С.
Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Судьба и образ Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка»
Образ стихии в произведениях Александра Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник»
Как Вы понимаете эпиграф к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Уроки нравственности в повести «Капитанская дочка»
Савельич в повести «Капитанская дочка»
Второстепенные персонажи повести «Капитанская дочка»
Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (2)
Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка»
Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1)
Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Роман «Капитанская дочка» как историческое полотно
Общая характеристика главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Романтическая любовь в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Исторические персонажи в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Почему исторический роман А. С. Пушкина называется «Капитанская дочка»
Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1)
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина
Автор рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка"
Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Гринев и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")
Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы.
История Маши Мироновой (Капитанская дочка)
Образ Василисы Егоровны Мироновой и ее дочери
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду».
Описание природы в произведениях Пушкина
Образ Швабрина как антитеза Гриневу в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Подбор эпиграфов к главам повести «Капитанская дочка»
Сочинение по повести Пушкина «Капитанская дочка»
Белогорская крепость в повести «Капитанская дочка»
Образ и характер Швабрина
"Береги платье снову, а честь смолоду" (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1)
Работа Пушкина над повестью Капитанская дочка
Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"?
Размышления по произведениям «Капитанская дочка» и «Дубровский»
Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”
Авторская позиция и средства ее выражения в романе Пушкина "Капитанская дочка"
Значение темы «Капитанской дочки» для русской литературы
Описание персонажей в повести «Капитанская дочка»
Сравнение образов Пугачева и Савельича в «Капитанской дочке»
Почему Гринев не перешел на сторону Пугачева (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")
Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2)
Работа и история замысла произведения «Капитанская дочка»
Швабрин Алексей Иванович - характеристика литературного героя
Образ и характер Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Композиционные особенности повести " Капитанская дочка" 2
Семья Мироновых в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Белгородская крепость и ее обитатели (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") (1)
Гринев и Швабрин (3)
Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1)
Героический образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»
Контраст двух лагерей — власти и народа в повести «Капитанская дочка»
Благородные чувства Гринева в контексте современности
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду»
Эпистолярный жанр в повести «Капитанская дочка»
Две героини, две судьбы(Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка»)
Пугачев - разбойник или освободитель? (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Гринев и Швабрин (2)
Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (2)
Маша Миронова – воплощение русского национального характера
Вопросы чести в повести Пушкина "Капитанская дочка"
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Гринёв и Швабрин
Материал для выяснения авторской позиции в повести «Капитанская дочка»
Почему, повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица Гринева
Петр Гринев лучший из представителей дворянства
Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Общая характеристика главного героя одного из произведений А. С. Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»
Характеристика образа Пугачев (Пугач, Емелька)
Пугачев — народный герой или кровожадный самозванец
Роль эпиграфов в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка»
Искусство емкой детали в произведениях «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»
Изображение народа и Пугачева в повести "Капитанская дочка"
Первая встреча Гринева с Пугачевым
Прозаический замысел повести «Капитанская дочка»
Честь и долг главное для семьи капитана Миронова
Белгородская крепость и ее обитатели (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") (2)
Герои "Капитанской дочки" в историчесикй метели
Неоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2)
Картины народного движения и образ его вождя в романе "Капитанская дочка"
«Капитанская дочка» как начало русского исторического романа
Эпиграфы в «Капитанской дочке» как квинтэссенция основного содержания глав
Как раскрывается тема «русского бунта» в повести «Капитанская дочка»
Можно ли Машу Миронову назвать «милым идеалом» А.С. Пушкина
Емельян Пугачев ― исторический герой романа Пушкина «Капитанская дочка»
Яркая картина стихийного крестьянского восстания в повести «Капитанская дочка»
Образ Пугачева и его художественное воплощение
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века
Неоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1)
Аналогии в "Капитанской дочке" и реальных событиях пугачевщины
Приемы изображения героев в романе Александра Пушкина "Капитанская дочка"
Образ могучего народного характера в повести «Капитанская дочка»
Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»
Роль автора в повести «Капитанская дочка»
Тема школьного сочинения образ слуги Петра Гринева Савельича
А. С. Пушкин как историк (по повести «Капитанская дочка»)
Два мира в «Капитанской дочке»
Нравственная высота повести Пушкина «Капитанская дочка»
Семья капитана Миронова
Народ и личность в романе «Капитанская дочка»
Как раскрывается тема "русского бунта" в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"?
Гринев и Швабрин (1)
Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2)
Низость и двоедушие Алексея Швабрина
Гринев и Швабрин (по повести А. П. Пушкина «Капитанская дочка»)
История России в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”
Бескорыстное служение Родине на примере образов Гринева и Пугачева
Семья капитана Миронова (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
«История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка»
Роман восхитительного юмора
Народ в повести Пушкина «Капитанская дочка» и в романе Лермонтова «Вадим»
Пугачев как вождь народного восстания и как человек (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Мужик с топором в пушкинском романе «Капитанская дочка»
Низость и двоедушие Швабрина (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Жизнь Гринева в белогорской крепости
Тема сострадания и милосердия
Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом
Историзм в "Капитанской дочке" Александра Пушкина
Композиция повести
Какой же сон видел Гринев в романе «Капитанская дочка»
Характеристика образа Швабрин Алексей Иванович
Народное восстание в романе Александра Пушкина «Капитанская дочка»
Поэтический синтез истории и вымысла в романе «Капитанская дочка»
Семья капитана Миронова в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
"Береги платье снову, а честь смолоду" (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2)
Какова художественная роль писем в структуре повести «Капитанская дочка»
Тема чести и бесчестия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Сопоставление фактов в «Капитанской дочке»