Лирика

Николай Алексеевич Некрасов


Сочинения
11 сочинений

«Образ народа и его судьбы в поэзии Н. А. Некрасова»

Сочинение

Не всякого большого поэта можно по праву назвать народным, даже если он очень популярен и любим. О Н. А. Некрасове же иначе и не скажешь, только как о величайшем народном поэте. Убедительное свидетельство этому — не только повсеместно распеваемые русские песни «Ой, полна, полна коробушка…» и «Меж высоких хлебов…», но и все творчество Некрасова, от ранних произведений до предсмертного стона «Последних песен».

Лирическим пафосом и сатирической едкостью проникнуто одно из наиболее известных стихотворений Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Парадной стороне дворянского общества противостоит нищая крестьянская Россия, народ, о горькой судьбе которого Некрасов суровую правду. С большой изобразительностью и силой поэт показывает наглядные приметы нищеты, забитости, обездоленности мужицкой России:

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых…

Худой армячишко, кровь на ногах, самодельные лапти — все это точно и зримо рисует крайнюю степень нищеты, горя, униженности крестьян. Поэт ничего не приукрашивает. Нищете и «неисходному горю» народа противостоит праздная и рассеянная жизнь вельможи. Точный, суровый стих, передающий крестьянское горе, здесь сменяется ораторской патетикой, наполняется гневной интонацией.

Стихотворение завершается авторским раздумьем, монологом о судьбах России, придающим ему широкую обобщенность. В скорбных словах поэта теперь слышится не только горячее сочувствие к разоренному и ограбленному крестьянину, но и грозное обвинение «владельцев роскошных палат». Их скорбь и обвинение сливаются в могучем порыве, как бы вырвавшемся из глубин народной души.

Некрасов еще не в состоянии дать ответ на поставленный вопрос о будущем России, о судьбах народа. Он лишь ставит этот вопрос, подсказанный жизнью, историческим развитием страны:

Где народ, там и стон. Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил, —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?

Современная действительность раскрывается поэтом в ее противоречиях и конфликтах, в ее непрестанном движении. Поэт страстно вмешивается в жизнь, решительно выступает с обличением, сочувствием и утешением к обездоленным. Поэтому в объективную картину все время врывается голос самого автора, то гневно-патетический, то полный единой иронии, то сливающейся с народной песней.

Безжалостно правдивые картины человеческого горя, страданий обездоленных людей приобретают типический характер, показывая всю бесчеловечность и невыносимость угнетения. Простая, уличная суета, будничная «физиология» столицы, казалось бы, случайно увиденный эпизод отражен в небольшом цикле «На улице» (1850). Здесь рисуются социальные противоречия столицы, трагизм повседневности. Голодного бедняка в дырявом сюртуке, укравшего у торгаша калач, ведет в участок городовой.

Старуха мать в слезах провожает своего Ванюху на крестьянских «дровишках» — его забрали в рекруты. Извозчик начищает бляхи на сбруе своего старого одра — все это жизненные зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из этих эпизодов кроется жизненная драма.

В стихотворении «Орина, мать солдатская» (1883) поэт показал трагическую судьбу женщины-матери, у которой по рекрутскому набору на его жизнь отбирали единственного сына. Горька участь Орины, потерявшей сына, вернувшегося с «бессрочной» больным, душевно и физически сломанный солдатчиной.

Художественная сила этого стихотворения в трогательном рассказе матери о смерти любимого сына. Здесь много подлинного лиризма, чудесное знание психологии, проникновенная передача горя матери. Рассказывая подробности болезни и смерти сына, Орина вспоминает грустную картину: уходя на военную службу, ее Иванушка был богатырского сложения, даже сам генерал из Питера подивился на него. Орина так и не узнала, что сгубило ее сына, он не любил рассказывать и тяготах службы. Но перед смертью Иванушка приоткрыл обстоятельства, которые подорвали его силы. Тяжелым в его расстроенном воображении представлялись картины солдатской службы, которая отупляет человека.

Орина никого не осуждает, но ее безутешное, молчаливое горе сильнее всякого обвинения. «Орина, мать солдатская» — убедительный пример реалистической манеры изображения в лирике Некрасова. Он создает персонаж, от лица которого и ведется повествование. Чистосердечный рассказ безграмотной старухи обостряет трагичность событий, жестокость всего произведения.

В лирике Некрасова запечатлены черты эпохи. Она драматична, как и время, в которое жил поэт. Некрасов жизненно утверждает поэзию, из жизни, из запросов народа, поэзию, помогающую познать и обобщить разрозненные и конкретные факты действительности. Он беспощаден к самому себе и предельно правдив. Поэтому его стихи сохраняют всю силу подлинного документа жизни, поражают своей напряженной энергией.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…» (1847). Гражданские мотивы в лирике Некрасова Женские образы в поэзии Н. А. Некрасова Интерпретация стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» Смысл названия стихотворения Н. А. Некрасова «Тишина» Сопоставительный анализ стихотворений «Поэтам» и «Поэт и Гражданин» Сопоставление стихотворений «Россия» А. Блока и «Родина» Н. А. Некрасова Тема любви в лирике Н. А. Некрасова Тема страданий народа в лирике Н. А. Некрасова Художественный анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»