Старик и море

Эрнест Хемингуэй


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
33 сочинения

«Старик Сантьяго побежденный или победитель»

Сочинение

В предместье Гаваны, в рыболовецком поселке Кохимари, установлена плита с такой надписью: «Эрнест Хемингуэй. Автор «Старика и моря». Так признательные рыбаки, с которыми писатель часто встречался и черты которых воплотил в образе своего героя Сантьяго, высказали свое восхищение суровой правдивостью, жизненностью литературного произведения Хемингуэя. Старый рыбак Сантьяго - человек, который прожил нелегкую жизнь. «Все в нем было старое, кроме глаз - они имели цвет моря и блестели весело и непобедимо» Как и его одежда, его парус был «починен мешковиной и, обвернутый вокруг мачты, вскидывался как флаг безнадежного поражения». «Ладони старика были посечены глубокими поперечными рубцами от плетеной жилки, которой он тянул из воды большую рыбу. И ни один из тех рубцов не был свежий - все старые, как борозды на пересохшей земле», У Сантьяго не было семьи. Казалось, что он совсем одинокий. Но на самом деле это не так. У старика есть верный друг - мальчик Манолино, который присматривает за Сантьяго, кормит его, носит его снасти. Мальчик понимает, что он многому может научиться от старика:

* ? «Ты можешь научить меня всему на свете».

А еще у Сантьяго есть замечательные сны о львах, которые приходят в сновидения из его юности и заставляют вспомнить молодость, путешествие в Африку. В тех снах старик становится снова молодым и сильным. Восемьдесят четыре дня старик возвращается домой ни с чем, наверное, от него отвернулось счастье. Так по крайней мере считают родители Манолино. Они называют старика бездарным и заставляют мальчика перейти от старика на другую лодку. Аж на восемьдесят пятый день усилия старика были вознаграждены. Благодаря мастерству и ловкости ему удается поймать огромного марлина. «Жилка потихоньку дергалась у него между пальцами и старик радовался от этого, и вдруг ощутил, как она напряглась от огромного, просто таки невероятного веса». Сантьяго начал теребить жилку, перехватывая ее то одной, то другой рукой со всей силы напрягая мышцы всего тела. Но ничего не помогало. Рыба неуклонно тянула рыбака с его лодкой вперед, в открытое море. Три дни борется старик с исполинской морской рыбой. Сантьяго, еще не видев рыбу, разговаривает с ней, словно с умным существом: «Рыба, пока я живой, я тебя не покину. Да и она меня, наверное, не покинет…». Когда же рыба выплывала, она поразила даже такого опытного рыбака, как Сантьяго. «Она показывалась долго, будто ей конца-края не было, и по бокам ее струилась вода. Рыбина блестела на солнце, голова и спина у нее были темно-фиолетовые, а широкие полосы на боках казались в солнечных лучах бледно-сиреневыми». Она была фунтов на два длиннее лодки Сантьяго. Старик называет рыбу благородной, прекрасной, тем не менее, он должен убить ее ради того, чтобы выжить. Ему было жаль эту большую рыбину, которая уже так долго сидит на крючке, тянет лодку и не имеет еды.
В этой борьбе рыба и рыбак находятся в равных условиях. И все же старик, хоть совсем и обессиленный, побеждает. А потом он мужественно охраняет ее отт акул, которые, почуяв запах рыбьей крови, стали кружить вокруг лодки. Сначала появилась одна акула. Старик убил ее, но потерял при этом гарпун. Потом акулы стали наскакивать целыми стаями. Сантьяго отбивал от них свою рыбину сначала ножом, потом румпелем. И ему посчастливилось привезти домой хотя бы часть рыбы, акулы пожрали марлина. Старый притянул к берегу лишь огромный обгрызенный скелет, который со временем с уважением рассматривали поселковые рыбаки, измеряя скелет длинной веревкой. «Они одолели меня, Манолин, - сказал старик своему юному другу. Таки одолели». На что мальчик мудро возразил: Не она же вас одолела. Не рыба». Так что же это было - победа или поражение? Конечно, победа. Победа человеческого духа, выносливости, мужества. Как сказал старый Сантьяго, разговаривая сам с собой в открытом море: «Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя».

Другие сочинения по этому произведению


Человек и природа (по повести Э. Хемингуэя "Старик и море") Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Первый вариант) «Старик и море» — книга о человеке, который не сдается Анализ «Старик и море» Хемингуэя Главная тема романа Хемингуэя «Старик и море» Проблематика и жанровые особенности повести Э. Хемингуэя «Старик и море» Гимн человеку (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море») Мужественный герой мужественного писателя (по повести Хемингуэя «Старик и море») "Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения" (По повести Э. Хемингуэя "Старик и море") Сюжет и содержание повести притчи «Старик и море» Мир был взбудоражен великолепной повестью «Старик и море» Жизненный сюжет и содержание повести притчи Э. Хемингуэя «Старик и море» Особенности стиля Хемингуэя Как я понимаю подвиг старика рыбака в повести «Старик и море» Творчество Э. Хемингуэя после второй Мировой войны Герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море» Смысл заключительного образа (львы) в повести «Старик и море» Человека невозможно победить на примере повести Хемингуэя «Старик и море» Повесть «Старик и море» и образ старого рыбака Значение символических образов произведения «Старик и море» Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Второй вариант) Экранизации повести Э. М. Хемингуэя «Старик и море» Символический смысл и глубокий философский подтекст повести притчи «Старик и море» «Старик и море» Хемингуэя повесть притча о человеке Философский характер повести «Старик и море» История создания повести «Старик и море» Философско-символическое содержание повести-притчи Хемингуэя «Старик и море» Повесть «Старик и море» или человек ни когда не сдается Сантьяго - характеристика литературного героя Понятие о повести притче Символика в повести Хемингуэя «старик и море» Торжество жизни (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море»)