Портрет Дориана Грея

Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
22 сочинения

««Портрет Дориана Грея» один из загадочных произведений Уайльда»

Сочинение

влиянием проповедника гедонизма лорда Генри Уоттона, превращается в себялюбца и искателя удовлетворений. Постепенно человек и портрет будто обмениваются ролями: Дориан Грей на протяжении восемнадцати лет остается извне неизменяемым, а вместо него стареет картина, на которой время, страсти и недостатки модели оставляют свои следы. Мотив «двойника», использованный в «Дориане Грее», в poмантичной литературе был острейшей формой выражения «двойственности мира». На границе столетий этот мотив возникает как итог раздумий о сложности, а временами и, «двойственности» человеческой личности.

В «Портрете Дориана Грея» Уайльд показал свою концепцию человека, в душе которого - и ад, и рай. В «Дориане Грее» двойником главного героя становится его портрет. Сам Дориан называет портрет «своим дневником». Фабульные границы романа обусловлены периодом этой двойной жизни человека и его изображения на полотне: рассказ о первой встрече Дориана и лорда Генри в студии Безила Холлуорда в день завершения работы над портретом - своеобразный пролог к действию, эпизод, в котором трое слуг Грея, которые вошли в комнату, увидели труп безобразного старика возле портрета прекрасного юноши, - лаконичный эпилог.

Впрочем, в романе Уайльда испытанию подвергается даже не сам герой как личность или психологический тип, а его мировоззрение, его идеологическая программа - «новый гедонизм» - философский принцип, согласно которому добро определяется как то, что является наслаждением и освобождено от страдания, а зло как то, что вызывает страдание. Лорд Генри Уоттон остается в романе лишь идеологом, а действующим протагонистом оказывается его ученик, который живет по программе, составленной учителем. Является ли доказанной эта идеологическая программа?

«Цель жизни - развитие собственного «я». Полностью реализовать свое естество - вот для чего существует каждый из нас» - убеждает Дориана Грея лорд Генри. Но дальнейшая жизнь Дориана является не раскрытием сущности человека, портрет которого нарисовал художник, а переформированием его души, что отображается на полотне. Это переформирование и приводит к той потере целостности, которую замечает даже лорд Генри. Образ жизни Дориана Грея - аморальный и развратный, и лишь привлекательность и странная неугасаемая красота этого человека не позволяют обществу окончательно отвернуться от него.Изменяется портрет, становясь еще более безобразным, но об этом не знает никто кроме самого Грея: он старательно прячет портрет в уютной комнате своего дома. Безил Холлуорд и Генри Уоттон - это «расщепленный герой», двуликий Янус зла,- зла, которое захватывает Дориана, разлагая его как личность. Безил воссоздает на картине физическую красоту Дориана, в которой отображается его до определенного времени незапятнанная грехом душа. Лорд Генри, проповедуя гедонизм, несдержанный эгоизм и аморальность, медленно отравляет душу Дориана, его грешное «я»: «Много лет тому назад,- когда я был еще зеленым мальчиком… вы увидели меня. Вы льстили мне и научили гордиться своей красотой. Однажды вы познакомили меня со своим другом, и он объяснил мне, какое это чудо - юность, и тогда же вы закончили мой портрет, который открыл мне другое чудо - красоту».

Другой системой отсчета истинности и обоснованности существования героя по законам, которые не совпадают с традиционной этикой, является ряд эстетичных убеждений автора романа. Доктрина эстетизма представляет собой, по замыслу Уайльда, сумму обязательных правил. Двадцать пять утонченных, остроумных афоризмов, помещенных в предисловии к роману, могут восприниматься как тезисное изложение авторского кредо. Предисловие и роман будто ведут диалог - афористически представленные положения эстетичной программы проходят испытание на прочность в фабульной части произведения: «Нет книг моральных или аморальных.

Есть книги хорошо написанные и плохо написанные. Вот и все». Понятие «прекрасное» и «красота» поставлено в предисловии на высочайшую ступень иерархии ценностей. Дориан красивый, и красота оправдывает отрицательные проявления его натуры. Герой наказывается лишь тогда, когда поднимает руку на воплощение прекрасного - вечное сочинение искусства. Поэтому гибнет герой, а остается жить прекрасный портрет. Таким образом, все будто согласовывается с теоретическими убеждениями писателя.

Вместе с тем, финал романа может иметь и другое толкование. Мертвый человек, который лежит на полу возле портрета, узнанный слугами лишь по кольцам на руках: вид мертвого Дориана антиэстетичный, а это позволяет даже в системе координат эстетизма прочитать приговор, кару за преступления, общий окрас которых - абсолютная аморальность, моральная индифферентность.

Красота в «Портрете Дориана Грея» уничтожает личность, так как это не настоящая красота, а дьявольская, и это доказывают ужасные метаморфозы портрета. Убитый Дориан становится таким безобразным, каким и должен быть, а портрет снова превращается в прекрасное сочинение искусства. Итак, писатель, вопреки собственной программе, показал не только душевный кризис героя, а и привел его к наказанию. Художник, который скрывался под маской эстета-денди, оказался выше, чем мыслитель и теоретик. Такой является сила творчества и искусства слова. Уайльд играл парадоксами, приводил противоречивые суждения, но в пределах художественного целого, созданного им, безобразное и аморальное никогда не побеждало.

Другие сочинения по этому произведению


Книга, которая произвела на меня неизгладимое впечатление Характеристика образа Дориана Грея Философско эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» Образа Дориана Грея к Сибилы Вейн Конфликт красоты и морали в романе Вайльда «Портрет Дориана Грея» Оригинальность раскрытия нравственных проблем в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея» Дориан Грей вступивший в сделку с дьяволом Роман символ “Портрет Дориана Грея” (Оскар Уайльд) Некоторые рассуждения о красоте познании духовности по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» Проблематика романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» Роман-символ “Портрет Дориана Грея” Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» «Портрет Дориана Грея» квинтэссенция эстетизма Эстетические принципы О. Уайльда и роман «Портрет Дориана Грея» Сюжет романа «Портрет Дориана Грея» Осмысление глубины трагедии Дориана Грея Моральные проблемы романа О Уайльда «Портрет Дориана Грея» «Портрет Дориана Грея» пример парадоксальной фабулы О романе Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" Тема красоты в романе «Портрет Дориана Грея» Уайльда Парадоксы и проблематика романа «Портрет Дориана Грея»