Василий Тёркин

Александр Трифонович Твардовский


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
114 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Герой Твардовского Теркин»

Сочинение

Последующий рассказ о Теркине-гонце, переплывшем реку, окрашен чувством детского ликования: доплыл – живой, взвод жив-здоров, и в авторском голосе при репортажной точности оттенки восторга: “Дали стопку – начал жить…”

Герой Твардовского исподволь, естественно поднимается до высоких патетических обобщений. Не лукавя, он действительно понимает, что выбора у него нет, хотя теперешняя война по сравнению с прошлыми “гораздо хуже”. Уйти от ответственности нельзя: “Нам из этой кутерьмы некуда податься”. Живое и непосредственное высказывание, обретшее стройность стихотворного ритма, иногда начинает звучать как строгий манифест, гимн:

От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы,
Тот народ, Россия.

Что составляет для героя высшую ценность? Собственная жизнь? Да, но и не только собственная, иначе “большой охотник жить лет до девяноста” отшатнулся бы от другой перспективы – сложить голову. Он же принимает и эту вероятность: “Лишь бы дети, говорят, | Были бы здоровы…”

Исследователи “Василия Теркина” не однажды подчеркивали бодрость тона, чуткость к комическому. Столь же важное место в эстетической системе произведения занимает трагическое. Потерявшему ребенка в мирное время автору была по-особому близка печаль осиротевших родителей. С этой темой связано представление о пределе выносливости.

Внутренней опорой для человека всегда является мысль о доме, о соединении с близкими. Война покушается на эту главную основу бытия. Обречен пережить гибель близких, разрушение дома и герой книги: “…Ни окошка нет, ни хаты, | Ни хозяйки, хоть женатый, | Ни сынка, а был, ребята, – | Рисовал дома с трубой…” В главе “Про солдата-сироту” показан непривычный портрет Василия Теркина, навестившего разоренное родное подворье.

…Ел солдат свой суп холодный
После всех, и плакал он.

На краю сухой канавы,
С горькой, детской дрожью рта,
Плакал, сидя с ложкой в правой,
С хлебом в левой, – сирота.

Плакал, может быть, о сыне,
О жене, о чем ином,
О себе, что знал: отныне
Плакать некому о нем.

Однако в главке “О любви” упоминается, что Теркин не женат: “Не случилось никого | Проводить в дорогу. | Полюбите вы его, | Девушки, ей-богу!”. Дело в том, что каждая главка писалась как самостоятельное законченное произведение. Пушкинское “противоречий очень много, но их исправить не хочу” вполне применимо и к “Книге про бойца”. Иногда подобная противоречивость выступает как прием, сознательно использованный автором. Так, в одной из глав встречаются и спорят друг с другом два Теркиных.

Все произведение Твардовского пронизывает лейтмотив жестокости природы, изуродованной войной, по отношению к человеку. Главный герой окружен пространством, мало пригодным для жизни. С эпической обстоятельностью нарисован пейзаж:

На могилы, рвы, канавы,
На клубки колючки ржавой,
На поля, холмы – дырявой,
Изувеченной земли,
На болотный лес корявый,
На кусты – снега легли.

Зимний пейзаж – то, что у Пушкина, скажем, или у Тютчева составляло предмет поэтического очарования, теперь ранит душу противоестественной обезображенностью. Земная поверхность превращена в “мерзлую груду” снега и грунта. Люди дни и ночи проводят “возле танков и орудий | И простуженных коней”. Автор прикасается к тому, что называется настроением поколения, проявлением национального характера. Вчитаемся в строчки о наших бойцах на фронте в первый год войны:

… И лихой нещадной стужи
Не бранили, как ни зла:
Лишь бы немцу было хуже,
О себе ли речь там шла!

И желал наш добрый парень:
Пусть померзнет немец-барин,
Немец-барин не привык,
Русский стерпит – он мужик.

Смена типа рифмовки (сначала перекрестная, затем смежная) выпукло выделяет строфу, которая несет особую смысловую нагрузку, подчеркивает афористичность речи героев, их тяготение к шутке. Читателю и в голову не придут газетные слова о самоотверженности, самоотречении. В непритязательности, в этом “о себе ли” кроется не отказ от индивидуальности, не зачеркивание своего “я”, а скорее нечто прямо противоположное – именно доверие к себе, к своей прочности, надежности. Может быть, в таком проявлении силы и был главный залог победы.

Подобный характер формировался веками отечественной истории, его корни уходят в дописьменную эпоху. Вполне понятно, что для воссоздания его в литературном произведении привлекаются фольклорные элементы. В тексте поэмы обнаруживаются многочисленные переклички с былинами, историческими песнями, волшебными и бытовыми сказками, частушками и прибаутками. Отголоски русских сказок про выносливого солдата слышатся в главе “В бане”. Твардовский – мастер звукописи. Будто удары веника, раздается:

Нет, куда, куда, куда там,
Хоть кому, кому, кому
Браться париться с солдатом, -
Даже черту самому.

В строении строф, в размере стиха, в рифмовке, в поэтической интонации, в лексическом и синтаксическом разнообразии, в изобретательности сюжетно-композиционных поворотов и комбинаций – во всем есть тяготение к универсальной полноте, непринужденности и одновременно к гармонии, строгой выверенности, неслучайности всего, что вошло в поэтический мир книги. Твардовский, как мало кто из его современников, оказался продолжателем реалистической традиции в поэзии. То проникновение жизни в поэзию, а поэзии в жизнь, какое мы наблюдаем у Пушкина, Гоголя и Некрасова, он возродил с удивительным мастерством. Автор и герой, автор и читатель в книге про бойца живут как бы в разомкнутом пространстве. Голос поэта то эпически спокоен, то взволнован и патетичен, то грустен и преисполнен скорби. Нередко он приобретает самые разные оттенки комического, от легкого юмора до сарказма, но никогда не бывает назидательным. Замечательно полное отсутствие нажима, доверие к читателю, которым дорожит автор. Завершая “Василия Теркина”, поэт выразил искреннее удовлетворение: “Боль моя, моя отрада, | Отдых мой и подвиг мой!”

В этом произведении нет намеренной героизации, когда все черты, кроме героических, отсечены и остается неживая, бескровная, надмирная, отталкивающе скучная для читателя фигура. Книга Твардовского, напротив, вызвала неподдельный читательский интерес. Поэту писали со всех фронтов, высказывали слова одобрения, благодарности, рассказывали о реальных Теркиных, которых узнавали среди своих однополчан.

Большое стихотворное сочинение было замечено и высоко оценено тонкими знатоками поэзии. Б. Пастернак назвал его “чудом полного растворения поэта в стихии народного языка”.

Другие сочинения по этому произведению


"Василий Теркин" и время "Теркин — кто же он такой?" (По поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин") Василии Теркин поэма про бойца «Василий Теркин — поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль… и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И.А.Бунин) "Василий Тёркин" — поэма про бойца Теркин - кто же он такой Автор и его герой в поэме «Василий Теркин». Движение сюжета поэмы Василий Теркин - народный герой Василий Теркин — главный герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского Война глазами солдата "Кому память, кому слава, кому темная вода" (поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин") Герой и народ в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» Главный герой в "Василии Теркине" Идейно-художественное своеобразие поэмы Твардовского «Василий Теркин» Изображение Великой Отечественной войны в поэме Твардовского «Василий Теркин» Книга про бойца ("Василий Тёркин") Образ автора в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Образ Василия Теркина (по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин») Образ народа в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин" Образ русского солдата в поэме Твардовского «Василий Теркин». Основные черты поэтики произведения Александра Твардовского «Василий Теркин» Особенности композиции поэмы Твардовского «Василий Теркин» Памятник русскому солдату (по поэме А. Твардовского «Василий Теркин») Памятник русскому солдату(по поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин") Почему главным героем своего произведения Твардовский сделал простого солдата? Поэма "Василий Теркин" Речевая характеристика героя (По одному из произведений русской литературы XX века. — А. Т. Твардовский "Василий Теркин") Русский солдат в поэме Твардовского “Василий Теркин” Тема войны в современной литературе (по поэме А. Твардовского «Василий Теркин») Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы (А.Т. Твардовский "Василий Тёркин") Тема человеческой судьбы в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» Характеристика образа Теркина Василия Ивановича Патриотизм, выносливость, мужество, жизнерадостность главного героя Анализ поэмы "Василий Теркин" А.Т.Твардовского История создания и анализ поэмы "Василий Теркин" Твардовского А.Т. Сюжетно-композиционные особенности поэмы Образ русского труженика-солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» Движение сюжета поэмы «Василий Теркин» Бой идет святой и правый Как в творчестве А. Т. Твардовского представлена тема войны? (По поэме «Василий Теркин») Глава «Переправа» из поэмы «Василий Теркин» Образ главного героя в поэме А.Т, Твардовского «Василий Теркин» Образ солдата-героя в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин». О военных буднях - солдат герой Поэма Твардовского «Василий Теркин» народная поэма Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Александр А. Т. Твардовский. «Василий Теркин». Образ солдата-героя. Чтение наизусть отрывка из поэмы Василий Теркин — кто же он такой Твардовский "Василий Теркин" Герой и народ в поэме Памятник русскому солдату "Василий Теркин" Твардовского поистине редкая книга Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» "Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни" (А.П. Платонов) (По одному из произведений русской литературы XX века) Изображение народного характера в произведениях А.Т. Твардовского и М. А. Шолохова ("Василий Теркин" и "Андрей Соколов") Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны (По поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин») Мои размышления над поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин» «Василий Теркин» поэма о солдате Символ народа-победителя стал в поэме Твардовского «Василий Теркин» Герой и народ в поэме Твардовского "Василий Теркин" Человек на войне (по поэме Твардовского «Василий Теркин») Тема человеческой судьбы в одном из про изведений русской литературы (А.Т. Твардовский "Василий Тёркин") "Василий Теркин" Твардовского - поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык" (И.А.Бунин). Образ народа в поэме Василий Теркин – миф или реальность Одна из вершин русской поэзии (поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин») Солдатские будни Тема родной земли в поэме А. Т .Твардовского «Василий Тёркин» Критика о книге А. Твардовского “Василий Теркин” Что мне больше всего нравится в поэме «Василий Теркин» Тема человеческой судьбы в одном из про изведений русской литературы (А. Т. Твардовский "Василий Тёркин") Будни военные в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Василий Теркин фактически олицетворяет весь народ Чувство обязательства живых перед павшими Фронт и тыл в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Василий Теркин — всенародный любимец Образ защитника родины в поэме Твардовского «Василий Теркин» Летопись войны на страницах поэмы А.Т. Твардовского "Василий теркин" Василий Теркин Тема человеческой судьбы в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» Книга про бойца Русский богатырь Василий Теркин (по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин») (1) Русский богатырь Василий Теркин (по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»)" (2) Трагическая правда великой отечественной войны в поэме Твардовского «Василий Теркин» Образы Василия Теркина и Ивана Чонкина О великом подвиге народа в годы войны (на примере поэмы «Василий Теркин») Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Солдатские будни Василия Теркина Краткая характеристика произведения "Василий Теркин" Твардовского А.Т. «Василий Теркин» и время Твардовского А.Т. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг». По поэме Твардовского «Василий Теркин» «Обыкновенный парень» Василий Теркин В чем своеобразие поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Народное начало в «Книге про бойца» Идейно-тематическое содержание поэмы «Василий Теркин» История создания поэмы «Василий Теркин» Образ «русского труженика солдата» в поэме Твардовского «Василий Теркин» Образ главного героя в поэме Твардовского «Василий Теркин» Обыкновенный парень Трагедия войны в поэме Твардовского «Василий Теркин» Образ Василия Теркина в одноименной поэме А. Т. Твардовского Своеобразие поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» Художественные особенности поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» Творческая история поэмы Твардовского «Василий Теркин» Тема «большой» и «малой» родины (по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин») В чём состоит правда о Великой Отечественной войне, представленная в поэме "Василий Тёркин" Почему так много юмора в поэме "Василий Тёркин" Жанр и композиция поэмы «Василий Теркин» Война глазами солдата «Кому память кому слава кому темная вода» Могучее лирическое начало в поэме А. Т. "Твардовского Василий Теркин" Картина войны в поэме А. Твардовского "Василий Теркин" «Юмор как способ преодоления трагедии войны в поэме «Василий Теркин» Тема войны в творчестве Твардовского