Пожар

Григорий Ефимович Распутин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
25 сочинений

«Уедет Иван Петрович из Сосновки после пожара или останется? (по повести "Пожар" Распутина В.Г.)»

Сочинение



Калю грядеши ?
Евангелие от Иоанна 13:36

Иван Петрович Егоров — главный герой повести Распутина «Пожар». В повести описывается, как лесозаготовители таёжного посёлка Сосновки целую ночь без особого успеха борются с пожаром на складах при магазине. Пожар, как чрезвычайное событие, выявил беспорядки, которые царят в Сосновке: бесхозяйственность, воровство, пьянство. Пожарную машину давно разобрали на запчасти, и женщины вёдрами носят воду к складам из Ангары. Никто не может организовать людей на пожаре, главного инженера Козельцова не слушают, так как серьёзного авторитета среди жителей посёлка у него нет. То немногое, что удаётся спасти от огня, разворовывается прямо на глазах. Причём в число мародёров попадают не только архаровцы (шабашники с уголовными замашками), но и местные жители (однорукий Савелий; старуха, что подбирает бутылки с водкой). Спасая ящики с водкой — самый «важный» товар, — мужики умудряются тут же напиться, то есть забывают даже о чувстве самосохранения: ведь пьяный человек, плохо координирующий свои действия, может легко погибнуть в огне. И точно, Иван Петрович и другие «серьёзные» мужики буквально выхватывают пьяных архаровцев из огня, и те валятся спать прямо на кучу спасённых из огня товаров, собранных во дворе магазина.

Иван Петрович принимает в тушении пожара самое активное участие и замечает попутно все безобразия. Для него они не новость: он уже много раз говорил о них с земляками-егоровцами, ругался с начальством, выступал на собраниях. Иван Петрович — человек мужественный, утверждающий себя вопреки обстоятельствам: ему хватает характера идти против всех, когда он отстаивает правду. Но его справедливую критику никто не слушает. Леспромхозное начальство делает вид, что всё в порядке; архаровцы просто смеются ему в глаза, издевательски называя «гражданином законником» (5) или «плюшевым мишкой», «которому два слова ввинтили: хорошо — нехорошо» (9). Земляки смотрят на него косо, как на неуживчивого скандалиста. «Справной» мужик Афоня Бронников — друг Ивана Петровича — объясняет свою более спокойную жизненную позицию так: «Что ты, Иван Петрович, кипятишься? Кому ты что докажешь? Я так считаю: я работаю честно, живу честно, не ворую, не ловчу — хватит» (9). А главный герой устроен по-другому: он не может только сам жить правильно и показывать своей жизнью пример другим, как предлагает Афоня. Он хочет, чтобы и другие жили по совести, и борется за это. Борется, хотя знает, что у лесника Андрея Солодова за штраф спалили баню и погубили кобылу; хотя архаровцы прямо предупреждают: «Ты вот что поимей, гражданин законник, герой борьбы и труда... Ни нам до тебя дела нет, ни тебе до нас. А будешь к нам за делом ходить, и мы к тебе придём» (13).

Иван Петрович является тем героем, который серьёзно обдумывает окружающую жизнь и поведение людей. Пожар на складах разгорелся в то время, когда главный герой переживает душевный кризис. Его борьба за правду и справедливость, как ему кажется, никому в Сосновке не нужна, и герой начинает сомневаться, прав ли он: «Да неужели только он один это видит и понимает, а никто больше не видит и не понимает? А если он один, то зачем? Зачем видеть и понимать?» (13). В Сосновке только «самоставный» неподкупный сторож дядя Миша Хампо и Иван Петрович открыто выступают против воровства и беззаконий на лесосеках, на складе, в гараже и магазине — остальные смирились с новыми «порядками»: «...было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитается за ловкость и доблесть» (9). Устав бороться один против всех, Иван Петрович решает уехать из Сосновки к сыну в Хабаровский край, иными словами, Сосновка «выжила» одного своего праведника. Второго праведника — дядю Хампо — архаровцы убили на пожаре, когда он пытался помешать им воровать спасённые из огня товары. Неужели оправдываются горькие наблюдения Ивана Петровича: «Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло — в силу» (16)?

Пожар на складах стал серьёзной встряской для жителей Сосновки: они увидели свою разобщённость, наглое поведение архаровцев, которые подчинили себе весь посёлок, беспомощность поселкового руководства в жизненно важном деле. По счастью, огонь не перекинулся на жилые дома, а если бы перекинулся, то люди ничего не смогли бы ему противопоставить. Потрясение от увиденного и пережитого в ночь пожара испытывают все: сосновцы молча стоят посреди сгоревшего складского двора над трупами дяди Миши и мародёра-архаровца с женским именем Соня, а Иван Петрович устало замечает про себя: «Так оно и водится: пока без огня, тужились они с Афоней вдвоём, а налетел огонь — сбежались и люди» (17). Оправдалось всё то, о чём на каждом собрании с сердечной болью говорил Иван Петрович, значит, и один в поле воин.

Не только сосновцы вроде бы опамятовали благодаря пожару, но, и главный герой преодолел свой душевный кризис, снова поверил в необходимость своей справедливой борьбы, поэтому соглашается с Афоней: «Будем жить» (18). Накануне пожара Иван Петрович пришёл домой «через силу» (1) — не столько от усталости, сколько от нравственных сомнений и чувства безысходности (он подал заявление об увольнении по собственному желанию): он уже не вериг, что в Сосновке можно что-нибудь изменить к лучшему. А после пожара он уходит из посёлка к Ангаре, чтобы прийти в себя и успокоиться. Как ни странно, после бессонной ночи по безлюдной пустошке ему шагается «легко, освобождённо и ровно», «будто вынесло его наконец на верную дорогу» (19). Не только главный герой решает, что надо жить несмотря ни на что, но и мартовская природа за ночь меняется: вечером, накануне пожара, весна наступала как-то нерешительно, а наутро Иван Петрович уже чувствует дыхание весны и мечтает о зелёной траве и цветах, которые скоро украсят землю.

Итак, Распутин в повести «Пожар» повторяет свой излюбленный композиционный приём, использованный ранее в повестях «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», — оставляет финал открытым: главный герой оказывается на распутье. С одной стороны, отдать Сосновку на окончательное разорение архаровцам нельзя: ведь этот посёлок после Егоровки стал для Ивана Петровича родиной, куда он и его земляки вложили свой труд, где на кладбище похоронены его близкие и друзья. С другой стороны, Иван Петрович — один воин в поле, которого ненавидят архаровцы и осуждают сосновцы.

Писатель не диктует своему герою, как он должен поступать: Иван Петрович — внутренне свободный человек, он всегда говорит прямо и открыто, без оглядки на то, кто и что о нём подумает. Открытый финал повести привлекает внимание читателей к важнейшим нравственным проблемам: как и ради чего стоит жить? Можно предположить, что эту цель и ставил перед собой Распутин.

Другие сочинения по этому произведению


«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина «Пожар») Нравственная проблематика современной прозы Повесть «Пожар» Проблемы нравственности (По повести Распутина «Пожар») Драма народной жизни в повести «Прощание с Матерой» и «Пожар» Жанровое своеобразие повести "Пожар" Распутина В.Г. Каков смысл названия повести "Пожар" Размышление о нашем будущем (на примере произведений «Пожар» и «Плаха») Проблемы нравственности Выбор человека места в жизни на примере повести Распутина «Пожар» «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться собой...» (В. Г. Белинский). По повести «Пожар» В. Г. Распутина Зачем живет человек (По повести Распутина "Пожар") Зачем живет человек Характеристики главных героев повести «Пожар» Судьба народа и природы в произведениях В. Распутина (по повестям «Прощание с Матерой», «Пожар») Символический смысл «пожара» в одноименной повести Распутина История создания произведения Валентина Распутина «Пожар» Найти свою дорогу по повести «Пожар» Распутина Краткое содержание произведения Распутина «Пожар» Модель мира дома и человека в повести Распутина «Пожар» Главный герой повести Распутина "Пожар" Рецензия на повесть В. Распутина "Пожар" Апокалипсис, сотворенный людьми: (по романам «Прощание с Матерой» и «Пожар»)