Пожар

Григорий Ефимович Распутин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
25 сочинений

«Выбор человека места в жизни на примере повести Распутина «Пожар»»

Сочинение

Одна из серьезнейших социально-психологических проблем, которая решается современной литературой, состоит в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Размышление о нашем современнике и его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции ведет в своих повестях один из самых талантливых писателей нашего времени — Валентин Распутин.

Повесть “Пожар” в творчестве В. Распутина занимает особое место. Велик ее идейно-нравственный и эстетический потенциал. Повесть начинается с размышления главного героя Ивана Петровича о правде, совести, о тех основных “подпорках”, на которых, по его мнению, держится жизнь человека. В этих произведениях — душевная боль героя (и самого автора) за свою землю, нехозяйское, бездумное, потребительское отношение к ней многих людей. Что-то нарушилось в мире. Люди стали другими, какими-то равнодушными. Живут — каждый для себя. И писатель не может об этом молчать.

Само название повести символично. Пожар — это не только стихийное бедствие. Это и “пожар” в душах людей. Пламя выхватывает из тьмы не только мародерство, убийство, которое произошло в эту ночь, но и прошлое, сегодняшнее поселка Сосновка. Люди перестали быть хозяевами своей земли, своего селения. Не заботились об его благоустройстве.

“Мы почему, Иван, такие-то?” — спрашивает Анна Егоровна своего мужа на пожаре. Почему мы такие разобщенные? Почему среди нас процветает бесхозяйственность, воровство, пьянство, преступность?! “Почему столько на свете неробей и причиндалов?! И как получилось, что мы на их милость сдались, как получилось?” — спрашивает и автор.

Иван Петрович мучается, изводит себя душевно и физически. Герой сомневается, прав ли он, так как его никто не поддерживает. Он видит, что в прошлом “добро и зло отличались, имели собственный четкий образ, а теперь границы стерлись. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло — в силу. Что такое теперь хороший или плохой человек? Раньше человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать чужое страдание. А сейчас уже тот хороший человек, кто не делает зла, кто без спроса ни во что не вмешивается. В результате мерилом хорошего человека стало “удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура души”. Люди раньше выдерживали испытания стихийными бедствиями, войной, голодом, потому что были все вместе. А сейчас испытание сытостью, разобщенностью оказалось еще труднее.

Мысли об этом не дают Ивану Петровичу покоя. Выход из тупика видим в рассуждениях героя о четырех “подпорках жизни”: в чувстве дома с семьей; в чувстве солидарности с людьми, “с кем правишь праздники и будни”; в чувстве работы, с которой дается ощущение единства с людьми; в чувстве отечества, земли, на которой стоит твои дом, — если все это есть, человек счастлив и “весь превращается в ответ на чей-то зов, душа его выстраивается и начинает вольно звучать”.

Повесть В. Распутина заставляет задуматься нас над многими вопросами современной жизни: зачем человек живет, в чем причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения В. Распутина еще долго не утратят свой актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.

Сюжет повести «Пожар» прост. Горят орсовские склады, а прибежавшие на пожар не гасят огонь, а растаскивают еще не сгоревшее, зная, что все спишется на огонь.

Всей логикой повествования писатель подводит к мысли, что не склады в общем-то горят, а людские души, а те даже не замечают — пользуются случаем, чтобы ухватить, урвать побольше.

Происходящее мы видим глазами местного жителя, старожила Ивана Петровича. Хороший работник и рачительный хозяин, он никак не может понять, почему пришлые люди так небрежно относятся к своему делу, к земле, на которой живут и работают. Если рубят лес, то так, чтобы после них уже ничего и никогда не выросло, если строят, то так, что неприятно смотреть, а не то чтобы жить. «Теперь, пожалуй, не доискаться, как и с чего произошло раздольное житье-бытье… Нет, не сразу, как переехали, пошло боковым ходом. Конечно, новая работа сказалась: валить лес, только валить и валить… Потом все перемешалось… принялись селиться люди легкие, не обзаводящиеся ни хозяйством, ни даже огородишком, знающие одну дорогу — в магазин, и чтоб поесть, и чтоб время от работы до работы скоротать. Сначала от работы до работы, а потом и работу прихватывая…»

Не принимает современные беспорядки Иван Петрович, переживает душой за неустроенность жизни, а когда узнает статистические данные, что от пьянства и нерадивости погибло столько же, сколько вернулось с последней войны, приходит в ужас.

Писатель с горечью рассказывает историю лесничего Андрея Солодова, воевавшего с леспромхозом из-за нарушений при пилке леса. Зимой пилили, снег не расчищая, и пни оставались чуть ли не в пояс. Когда же лесник выступил в защиту леса и оштрафовал леспромхоз, то ему сожгли баню, украли и убили лошадь… Да и самому Ивану Петровичу грозили, когда на собрании выступал и возмущался всеми беспорядками, а ведь «говорил то, что знали все и что постепенно становилось обычаем,— и как без нужды и жалости рвут технику в лесу или гоняют ее по пьяному и трезвому делу за десятки километров по собственной надобности, и как средь бела дня тащат с лесопилки, и как по дороге в леспромхоз таинственно исчезают указанные в накладных товары, а вместо них сразу появляются деньги…»

И много еще перечислял безобразий честный и совестливый человек, ужасаясь тем изменениям, которые происходят в душах людей. Этот процесс уже необратим. Поворота к духовности уже не будет. Архаровцами зовет он тех, кто не задумываясь губит окружающую природу, а значит, и свою душу.

Понимает Иван Петрович, что в одиночку выступать бессмысленно и опасно, но время от времени не выдерживает, душа не приемлет такую жизнь, а изменить один ничего не может. Герой приходит к выводу, что одно дело — «беспорядок вокруг, и совсем другое — беспорядок внутри тебя». С ужасом понимает Иван Петрович, что переродились в нелюдей многие, что этот процесс остановить сложно. Страшно становится ему от всего осознанного и понятого. Сосед Афанасий говорит простые, но мудрые слова: «Жить будем… Тяжелое это дело, Иван Петрович,— жить на свете, а все равно… все равно надо жить».

Верой в торжество разума звучат эти слова, вложенные автором в уста простого деревенского жителя. И писатель, а вслед за ним и мы начинаем верить, что наступит время, когда поймут люди, как надо жить, потушат пожар, сжигающий их души.

Другие сочинения по этому произведению


«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина «Пожар») Нравственная проблематика современной прозы Повесть «Пожар» Проблемы нравственности (По повести Распутина «Пожар») Драма народной жизни в повести «Прощание с Матерой» и «Пожар» Жанровое своеобразие повести "Пожар" Распутина В.Г. Каков смысл названия повести "Пожар" Размышление о нашем будущем (на примере произведений «Пожар» и «Плаха») Проблемы нравственности «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться собой...» (В. Г. Белинский). По повести «Пожар» В. Г. Распутина Зачем живет человек (По повести Распутина "Пожар") Зачем живет человек Характеристики главных героев повести «Пожар» Судьба народа и природы в произведениях В. Распутина (по повестям «Прощание с Матерой», «Пожар») Символический смысл «пожара» в одноименной повести Распутина Уедет Иван Петрович из Сосновки после пожара или останется? (по повести "Пожар" Распутина В.Г.) История создания произведения Валентина Распутина «Пожар» Найти свою дорогу по повести «Пожар» Распутина Краткое содержание произведения Распутина «Пожар» Модель мира дома и человека в повести Распутина «Пожар» Главный герой повести Распутина "Пожар" Рецензия на повесть В. Распутина "Пожар" Апокалипсис, сотворенный людьми: (по романам «Прощание с Матерой» и «Пожар»)