Живи и помни

Григорий Ефимович Распутин


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
33 сочинения

«Боль человеческая (по повести В. Распутина «Живи и помни»)»

Сочинение

У войны — не женское лицо.

С. Алексиевич

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» — поет Булат Окуджава, и ему безмолвно подпевает многомиллионный хор погибших и оставшихся в живых, искалеченных са­мых страшным событием, которое только можно предста­вить себе в истории человечества — войной.

В повести В. Распутина «Живи и помни» война высту­пает причиной не только физической смерти людей, но и, что самое страшное, — духовной их гибели, потому что если в сильных она воспитывала стойкость, несгибаемость, героизм, то в сердцах слабых прорастали и начинали да­вать свои горькие плоды трусость, жестокость, эгоизм, не­верие, отчаяние.

В образе Андрея Гуськова нам открывается душа слабого человека, искалеченная суровыми событиями войны, в результате чего он стал дезертиром. Как же этот человек, честно защищавший от врагов свою Родину в течение нескольких лет и даже заслуживший уважение товарищей по оружию, решился на поступок, презирае­мый всеми, всегда и везде, независимо от века и нацио­нальности?

Конечно, поначалу Андрей Гуськов и не думал о предательстве. Он выполнял свой долг перед Родиной и народом, но постепенно в его душе рос страх за свою жизнь, переключающий внимание на собственное спасе­ние, заставляющий молить судьбу о тяжелом ранении, которое могло бы позволить ему отлежаться в госпита­ле и вернуться домой. И Гуськова действительно ранят, он попадает в госпиталь. Воспоминания о последнем бое не дают ему покоя: «...недолгая и страшная схват­ка железа с железом, где люди вроде бы ни к чему... наводчик орудия, заглядывающий в свой распоротый живот...». Но вот надежда на хотя бы короткую поез­дку домой рушится, потому что приходит приказ возвра­щаться на фронт. И здесь страх, «обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну», заставляют Гуськова решиться на самовольную отлучку, потому что дом был совсем рядом: «Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу — тогда он опять готов на что угодно».
Яндекс.Директ
Лизинг или кредит: Журнал ПЭО. Бесплатные консультации и подарки подписчикам! Адрес и телефон profiz.ru 18+

Но судьба все перекраивает по-своему. Дорога отняла больше времени, чем предполагал Андрей, и он, боясь, что после возвращения его посчитают предателем, действитель­но становится дезертиром. Но осознанием своего отступ­ничества он не только рвет все связи между собой и наро­дом, но и обрекает себя на трагическое поражение, ведь «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предатель­ства, проходит по ней до конца».

С пониманием необратимости этого пути, к Гуськову приходит и осознание собственной отверженности, и он начинает опускаться все ниже и ниже, духовно деградиро­вать, мстить людям, обвиняя в своем дезертирстве кого угодно, только не себя.

Предав себя и свой народ, Гуськов неизбежно предает и самого близкого и понимающего его человека — свою жену Настену, готовую разделить вину и позор своего мужа, и своего нерожденного ребенка, которых он жестоко обрека­ет на трагическую гибель.

Показывая нам трагедию Настены и Андрея Гуськовых, Распутин показывает нам войну как силу, деформи­рующую личность человека, способную разрушать надеж­ды, гасить уверенность в своих силах, расшатывать неус­тойчивые характеры и даже ломать сильных. Ведь Насте­на, в отличие от Андрея, — жертва безвинная, пострадав­шая в результате невозможности выбора между своим на­родом и человеком, с которым она когда-то связала свою жизнь. Настена никогда и никому не изменяла, всегда ос­таваясь верной тем нравственным принципам, которые были заложены в ней еще с детства, и поэтому ее гибель кажет­ся еще более страшной и трагичной.

Таким образом, в своей повести «Живи и помни» Распутин высвечивает антигуманную природу войны, которая приносит людям страдания и беды, не разбира­ясь, кто прав, ко виноват, кто слаб, кто силен. Эта книга по праву стоит в ряду антивоенных шедевров современ­ной классики.

Другие сочинения по этому произведению


Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».) Повесть В. Распутина "Живи и помни" Почему "Живи и помни"? Проблемы нравственности в современной литературе Проблемы нравственности в современной литературе (по повести В. Распутина «Живи и помни») Рецензия на книгу В. Г. Распутина «Живи и помни» Рецензия на книгу В. Распутина «Живи и помни» Любовь и война на страницах повести В.Г. Распутина «Живи и помни» Человек на войне на примере повести «Живи и помни» Смысл названия повести В. Распутина «Живи и помни» Анализ повести "Живи и помни" Распутина В.Г. Проблемы нравственного выбора Главный герой книги «Живи и помни» – Андрей Гуськов Драма Настены в повести Распутина «Живи и помни» Силу подлости и злобы одолеет дух добра (по повести «Живи и помни») Нравственно философские проблемы в повести В. Распутина «Живи и помни» Идейный смысл повести В.Г.Распутина "Живи и помни" Две судьбы в повести В. Распутина «Живи и помни» Размышления над страницами книги В. Распутина "Живи и помни" «Живи и помни» Распутин Тема нравственности в повести В. Распутина «Живи и помни» Сочинение по повести В. Распутина «Живи и помни» Повести «Лицом к лицу» Ч. Айтматова и «Живи и помни» В.Распутина Трагедия дезертира Андрея Гуськова в повести «Живи и помни» Изложение по повести В. Распутина «Живи и помни» Мастерство изображения народной жизни в повести В.Г.Распутина \"Живи и помни\" Тема природы в повести В. Г. Распутина «Живи и помни» Традиции Горького и Достоевского в повести В.Распутина «Живи и помни» В чём своеобразие решения В.Г. Распутиным темы «Человек и война» (по повести «Живи и помни») Рецензия на книгу "Живи и помни" Распутина. Книга в моей жизни (В.Г. Распутин «Живи и помни») В. Распутин «Живи и помни»