Кладовая солнца

Михаил Михайлович Пришвин


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
25 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Своеобразие творчества М. Пришвина на примере сказки были "Кладовая солнца"»

Сочинение

Михаил Михайлович Пришвин родился в Орлов­ской губернии. Гимназическое образование получил в России, дальнейшее образование получил в Лейпцигском университете. В Россию он вернулся агрономом и некоторое время работал по специальности, но, по словам его коллег, «почувствовал особое тяготение к русскому языку». Чтобы оценить Пришвина как пи­сателя и мыслителя, достаточно процитировать слова А. М. Горького из письма к Пришвину: «Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знато­ка природы и чистейшего поэта ее, как Вы, М. М.., в нашей литературе — не было... у многих природа рус­ская порою вызывала сердечные слова, но ни у кого не находил я все охватывающей, пронзительной и ли­кующей любви к земле нашей, ко всему живому и якобы смертному...».

В. А. Солоухин писал: «Фотографическая точность в прозе сочетается с высокой поэзией, и это-то сочета­ние является главной отличительной чертой При­швина как художника». Нужно отметить и еще одну особенность пришвинской прозы. Как правило, у пи­сателя описание природы, пейзаж имеет вспомога­тельное значение, помогает воссоздать обстановку, создать настроение, объяснить или выявить душевное состояние героев. В произведениях Пришвина природа живет еще и самостоятельно, рождая движение души и мысль. Не каждому даны такой душевный на­строй, тонкая наблюдательность, чтобы перенести свои ощущения в чистый простой язык.

Главное действующее лицо в рассказах М. М. При­швина о природе — он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник слова, искатель правды. В своем дневнике Михаил Михайлович писал: «Чувство при­роды есть чувство жизни личной, отражаемой в при­роде: природа это я. Труднее всего говорить о себе, от­того так и трудно говорить о природе».

Наиболее известное произведение Пришвина — сказка-быль «Кладовая солнца». «Кладовая солн­ца» — волшебное название. Начало произведения по стилю и ритму напоминает сказочный зачин: «В од­ном селе, возле Блудова болота...». Но тут же автор дает вполне конкретные указания места, времени, об­стоятельств повествования. В сказках часто дети ос­таются сиротами и живут самостоятельно. Сказочной кажется «чудесная вещь» — компас. В сказках часто встречаются такие предметы, которые помогают геро­ям в трудных ситуациях: волшебный клубок, яблоч­ко, сапоги-скороходы. Но мы знаем, что компас дей­ствительно необходимая вещь, реальный помощник. Как и в русских сказках представлены образы живот­ных и птиц. Волку и тетереву автор дает прозвища — Серый помещик и Косач. Ели, встречающиеся на пути Митраше, предстают в образе старушек: «Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот она голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а в другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок...». Да и сам сюжет является тради­ционно сказочным: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это вполне реальное событие.

Как же сам автор определяет жанр своего произве­дения? Для него «сказка-быль» — это неделимое по­нятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведения Пришвина. Сказочные образы метафоричны, богаты сравнениями. Когда же автор говорит о реальных событиях, то подчеркивает вол­шебные свойства доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы.
В описании детей чувствуется авторская любовь и нежность: «Они были очень милые». Портретным описаниям придана сказочная прелесть: «волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом», «вес­нушки по всему лицу были крупные, как золотые мо­нетки... Только носик один был чистенький и глядел вверх». Часто упоминается эпитет «золотой», напо­минающий о солнце — символе тепла и жизни.

Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что Митраша, хоть и невелик пока, но уже обладал каче­ствами «мужичка».

Мы не видим детских игр и развлечений, на плечи детей легла забота о хозяйстве. На протяжении всего текста автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!».

Как и в сказке, добрые силы природы ведут борьбу со злыми и побеждают. Победу одерживают силы доб­рые, как и в обычной для сказки счастливой развязке.

О своеобразии творчества М. М. Пришвина очень емко сказал В. А. Солоухин: «Основная тема творче­ства Пришвина, основной объект его художественно­го исследования — человек. Человек и природа. Вос­приятие природы человеком, влияние природы на че­ловека, взаимодействие человеческой души и природы, тончайшие и глубокие движения человече­ской души в ответ на те или иные проявления приро­ды».

Другие сочинения по этому произведению


Митраша и Настя Природа и человек С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Герои повести М. Пришвина «Кладовая солнца» Настя и Митраша Настя и Митраша (по сказке «Кладовая солнца») Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Две тропинки (по повести М. Пришвина «Кладовая солнца») Кладовая солнца Сказка и быль в «Кладовой солнца» М. М. Пришвина (1) Чему посвящена сказка-быль «Кладовая солнца» «Кладовая солнца» Пришвин Сказка и быль в «Кладовой солнца» М. М. Пришвина Любовь к человеку и природе (2) Что я понял прочитав сказку-быль «Кладовая солнца» Любовь к человеку и природе (1) Участие природы в судьбе героев сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Какой смысл автор вкладывает в слова «Кладовая солнца» Персонажи в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» «Кладовая солнца» (по сказке М.М.Пришвина) Идея человека творца природы в повести Пришвина «Кладовая солнца» Правда жизни в сказки были М. Пришвина "Кладовая солнца"