Левша
Николай Семёнович Лесков
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
47 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«Что туляки предложили Платову»
Сочинение
Прочитайте сказ полностью и ответьте на вопросы, связанные с развитием действия. Какую задачу поставил перед Платовым царь Николай I? Что туляки предложили Платову? Как они выполнили свое обещание? Почему их мастерство не сразу было оценено по достоинству? Как удивительные подковы на стальной блохе были восприняты англичанами? Как Левша познакомился с достижениями англичан и почему решил срочно вернуться на родину, невзирая на показания «буреметра»? Какое пари заключили «полушкипер» и Левша? Как окончилась жизнь талантливого Левши? О чем сказал он перед смертью?
Смерть Александра I несколько затормозила завязку сюжета. Ни вдовствующая императрица, ни новый государь сначала не обратили внимания на блоху, и она какое-то время пролежала в ореховом футляре в шкатулке покойного императора. Затем вновь начинается медленное движение к завязке: блоху отдают на экспертизу к аптекарю, выясняется, что она иностранного происхождения, сделана из металла, долго доискивались до истории ее приобретения, пока не явился казак Платов, поднявшийся со своей «укушетки», и не рассказал о том, как можно привести в действие эту «нимфозорию». Он предлагает «подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке… не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». Поручение патриотически настроенного Николая I завершает формирование завязки сюжета, которая постепенно складывалась параллельно экспозиции. Итак, в конце четвертой главы экспозиция завершается и окончательно складывается завязка сюжета сказа.
Развитие действия начинается с интересного обмена хитростями между Платовым и туляками. Туляки, не сообщив, что они собираются делать с нимфозорией (видимо, боясь несогласия со стороны Платова), предлагают оставить у них коробочку и обещают к приезду казака с Дону представить такое, что не посрамит их чести русских мастеров перед императором. «А что именно, этого так-таки и не сказали».
От отъезда Платова из Тулы и до его возвращения действие развивается с постоянным замедлением. Автор использует известный прием ретардации, т. е. композиционный прием задержки, замедления сюжетного действия, который держит в напряжении и читателя, и нетерпеливого Платова. Подробно разбираются версии исчезновения из города трех мастеров на молебен, их таинственное удаление в доме Левши, любопытство туляков, наконец, приезд Платова.
Не увидев внешних изменений в блохе, Платов не смог понять, чем туляки превзошли в своем искусстве англичан, и обидел их казацкой руганью, а те, в свою очередь, решили открыть секрет своей работы только государю. Платов с Левшой в ногах «вместо пубеля» прибывает в столицу. Осмотрев блоху и заведя ее, Николай Павлович и Александра Николаевна обнаружили, что она перестала «дансе танцевать», но верящий в талант своего народа император последовал совету Левши смотреть в мелкоскоп. Ничего не обнаружив, он решает выслушать самого умельца. И только тогда с восторгом увидел, что блоха подкована.
Левша был послан в Англию. Англичане его очень полюбили и хотели, чтобы он остался у них, получил образование, принял их веру и обычаи, создал семью. Они щедро наградили его за чудесное проявление необыкновенного таланта, но вместе с тем мягко заметили, что если бы он был обучен хотя бы арифметике, то сумел рассчитать, что «такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и не прыгает и дансе не танцует. Левша согласился». Повторяет автор здесь ту же мысль, что высказал Александру I казак Платов: все могут, «только полезного учения им нет».
Несмотря на то что в Англии Левше многое понравилось, и особенно условия работы, человеческие условия жизни мастеровых людей, отличающиеся от российских, он, как истинный патриот и православный человек, захотел вернуться как можно скорее, несмотря на неблагоприятные показания «буреметра». Находясь на корабле, он сидел на самом ветру и ни за что не хотел спускаться в теплую каюту, а только смотрел вперед, в сторону родины. На свое горе он принял пари «полушкипера», кто кого перепьет. Оба тяжело заболели, но, приехав в Россию, попали в разные условия. О шкипере позаботилось посольство, и он на второй день выздоровел. Левша пролежал на полу в полицейском участке, где его ограбили, а потом с мучительными проволочками отправили в больницу для беднейших, где он провалялся на полу без медицинской помощи, и когда она подоспела, то он уже кончался. В его последних словах раскрылась важная причина, по которой он так торопился попасть на родину: в Англии он понял, что старые русские ружья хранятся неправильно: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят; пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но этого знать никому из высших военных чиновников не хотелось.
Смерть Александра I несколько затормозила завязку сюжета. Ни вдовствующая императрица, ни новый государь сначала не обратили внимания на блоху, и она какое-то время пролежала в ореховом футляре в шкатулке покойного императора. Затем вновь начинается медленное движение к завязке: блоху отдают на экспертизу к аптекарю, выясняется, что она иностранного происхождения, сделана из металла, долго доискивались до истории ее приобретения, пока не явился казак Платов, поднявшийся со своей «укушетки», и не рассказал о том, как можно привести в действие эту «нимфозорию». Он предлагает «подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке… не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». Поручение патриотически настроенного Николая I завершает формирование завязки сюжета, которая постепенно складывалась параллельно экспозиции. Итак, в конце четвертой главы экспозиция завершается и окончательно складывается завязка сюжета сказа.
Развитие действия начинается с интересного обмена хитростями между Платовым и туляками. Туляки, не сообщив, что они собираются делать с нимфозорией (видимо, боясь несогласия со стороны Платова), предлагают оставить у них коробочку и обещают к приезду казака с Дону представить такое, что не посрамит их чести русских мастеров перед императором. «А что именно, этого так-таки и не сказали».
От отъезда Платова из Тулы и до его возвращения действие развивается с постоянным замедлением. Автор использует известный прием ретардации, т. е. композиционный прием задержки, замедления сюжетного действия, который держит в напряжении и читателя, и нетерпеливого Платова. Подробно разбираются версии исчезновения из города трех мастеров на молебен, их таинственное удаление в доме Левши, любопытство туляков, наконец, приезд Платова.
Не увидев внешних изменений в блохе, Платов не смог понять, чем туляки превзошли в своем искусстве англичан, и обидел их казацкой руганью, а те, в свою очередь, решили открыть секрет своей работы только государю. Платов с Левшой в ногах «вместо пубеля» прибывает в столицу. Осмотрев блоху и заведя ее, Николай Павлович и Александра Николаевна обнаружили, что она перестала «дансе танцевать», но верящий в талант своего народа император последовал совету Левши смотреть в мелкоскоп. Ничего не обнаружив, он решает выслушать самого умельца. И только тогда с восторгом увидел, что блоха подкована.
Левша был послан в Англию. Англичане его очень полюбили и хотели, чтобы он остался у них, получил образование, принял их веру и обычаи, создал семью. Они щедро наградили его за чудесное проявление необыкновенного таланта, но вместе с тем мягко заметили, что если бы он был обучен хотя бы арифметике, то сумел рассчитать, что «такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и не прыгает и дансе не танцует. Левша согласился». Повторяет автор здесь ту же мысль, что высказал Александру I казак Платов: все могут, «только полезного учения им нет».
Несмотря на то что в Англии Левше многое понравилось, и особенно условия работы, человеческие условия жизни мастеровых людей, отличающиеся от российских, он, как истинный патриот и православный человек, захотел вернуться как можно скорее, несмотря на неблагоприятные показания «буреметра». Находясь на корабле, он сидел на самом ветру и ни за что не хотел спускаться в теплую каюту, а только смотрел вперед, в сторону родины. На свое горе он принял пари «полушкипера», кто кого перепьет. Оба тяжело заболели, но, приехав в Россию, попали в разные условия. О шкипере позаботилось посольство, и он на второй день выздоровел. Левша пролежал на полу в полицейском участке, где его ограбили, а потом с мучительными проволочками отправили в больницу для беднейших, где он провалялся на полу без медицинской помощи, и когда она подоспела, то он уже кончался. В его последних словах раскрылась важная причина, по которой он так торопился попасть на родину: в Англии он понял, что старые русские ружья хранятся неправильно: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят; пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но этого знать никому из высших военных чиновников не хотелось.
Другие сочинения по этому произведению
Автор и повествователь в рассказе Н.С.Лескова "Левша" Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Левша — народный герой. Любовь и боль за Россию в сказе Н. Лескова «Левша». Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова «Левша» Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша» Сюжет и проблематика одного из произведений