Левша

Николай Семёнович Лесков


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
47 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Что ту­ляки предложили Платову»

Сочинение

Прочитайте сказ полностью и ответьте на воп­росы, связанные с развитием действия. Какую зада­чу поставил перед Платовым царь Николай I? Что ту­ляки предложили Платову? Как они выполнили свое обещание? Почему их мастерство не сразу было оценено по достоинству? Как удивительные подко­вы на стальной блохе были восприняты англичана­ми? Как Левша познакомился с достижениями анг­личан и почему решил срочно вернуться на родину, невзирая на показания «буреметра»? Какое пари за­ключили «полушкипер» и Левша? Как окончилась жизнь талантливого Левши? О чем сказал он перед смертью?

Смерть Александра I несколько за­тормозила завязку сюжета. Ни вдовст­вующая императрица, ни новый государь сначала не обратили внимания на блоху, и она какое-то время пролежала в оре­ховом футляре в шкатулке покойного императора. Затем вновь начинается мед­ленное движение к завязке: блоху отдают на экспертизу к аптекарю, выясняется, что она иностранного происхождения, сделана из металла, долго доискивались до истории ее приобретения, пока не явился казак Платов, поднявшийся со своей «укушетки», и не рассказал о том, как можно привести в действие эту «нимфозорию». Он предлагает «подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке… не могут ли наши мастера сего пре­взойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». Поручение патриоти­чески настроенного Николая I завершает формирование завязки сюжета, которая постепенно складывалась параллельно экспозиции. Итак, в конце четвертой гла­вы экспозиция завершается и окончатель­но складывается завязка сюжета сказа.

Развитие действия начинается с инте­ресного обмена хитростями между Плато­вым и туляками. Туляки, не сообщив, что они собираются делать с нимфозорией (видимо, боясь несогласия со стороны Платова), предлагают оставить у них коробочку и обещают к приезду казака с Дону представить такое, что не посра­мит их чести русских мастеров перед им­ператором. «А что именно, этого так-таки и не сказали».

От отъезда Платова из Тулы и до его возвращения действие развивается с постоянным замедлением. Автор ис­пользует известный прием ретардации, т. е. композиционный прием задержки, замедления сюжетного действия, который держит в напряжении и читателя, и не­терпеливого Платова. Подробно разбира­ются версии исчезновения из города трех мастеров на молебен, их таинственное удаление в доме Левши, любопытство ту­ляков, наконец, приезд Платова.



Не увидев внешних изменений в блохе, Платов не смог понять, чем туляки превзошли в своем искусстве англичан, и обидел их казацкой руганью, а те, в свою очередь, решили открыть секрет своей работы только государю. Платов с Левшой в ногах «вместо пубеля» прибы­вает в столицу. Осмотрев блоху и заведя ее, Николай Павлович и Александра Ни­колаевна обнаружили, что она перестала «дансе танцевать», но верящий в талант своего народа император последовал сове­ту Левши смотреть в мелкоскоп. Ничего не обнаружив, он решает выслушать са­мого умельца. И только тогда с восторгом увидел, что блоха подкована.

Левша был послан в Англию. Анг­личане его очень полюбили и хотели, что­бы он остался у них, получил образова­ние, принял их веру и обычаи, создал семью. Они щедро наградили его за чудес­ное проявление необыкновенного таланта, но вместе с тем мягко заметили, что если бы он был обучен хотя бы арифметике, то сумел рассчитать, что «такая малая ма­шинка, как в нимфозории, на самую ак­куратную точность рассчитана и ее подко­вок несть не может. Через это теперь нимфозория и не прыгает и дансе не танцу­ет. Левша согласился». Повторяет автор здесь ту же мысль, что высказал Алек­сандру I казак Платов: все могут, «только полезного учения им нет».

Несмотря на то что в Англии Левше многое понравилось, и особенно условия работы, человеческие условия жизни мас­теровых людей, отличающиеся от россий­ских, он, как истинный патриот и право­славный человек, захотел вернуться как можно скорее, несмотря на неблагоприят­ные показания «буреметра». Находясь на корабле, он сидел на самом ветру и ни за что не хотел спускаться в теплую каюту, а только смотрел вперед, в сторону роди­ны. На свое горе он принял пари «полушкипера», кто кого перепьет. Оба тяжело заболели, но, приехав в Россию, попали в разные условия. О шкипере позаботи­лось посольство, и он на второй день вы­здоровел. Левша пролежал на полу в по­лицейском участке, где его ограбили, а потом с мучительными проволочками отправили в больницу для беднейших, где он провалялся на полу без медицинской помощи, и когда она подоспела, то он уже кончался. В его последних словах раскры­лась важная причина, по которой он так торопился попасть на родину: в Англии он понял, что старые русские ружья хранят­ся неправильно: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят; пусть чтобы и у нас не чистили, а то, хра­ни Бог войны, они стрелять не годятся». Но этого знать никому из высших воен­ных чиновников не хотелось.

Другие сочинения по этому произведению


Автор и повествователь в рассказе Н.С.Лескова "Левша" Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Левша — народный герой. Любовь и боль за Россию в сказе Н. Лескова «Левша». Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова «Левша» Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша» Сюжет и проблематика одного из произведений Н. С. Лескова («Левша»). Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова «Левша» Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века (Н.С.Лесков "Левша") Н.С.Лесков. «Левша». Своеобразие жанра. Тема Родины в сказе Н. Лескова «Левша» Левша 1 Приемы изображения народного характера в рассказе Лескова “Левша” Левша 2 Сюжет и проблематика одного рассказа Лескова «Левша» Краткая характеристика произведения "Левша" Лескова Н.С. Лесков "Левша" Левша 3 Изображение русского национального характера в произведении Н.С. Лескова “Левша” Гордость за Россию и ее народ в «Сказе о тульском левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова Русский национальный характер в рассказе Н.С. Лескова «Левша» 2 «Левша» - своеобразие жанра Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Левша - характеристика литературного героя Главный герой рассказа в рассказе Н. С. Лескова “Левша” "Левша" рассказ – художественный анализ Сказка о русском народе Каким образом в этом произведении выраже­но патриотическое чувство автора Подлинный тип русского народного характера в «Левше» Русский национальный характер в рассказе Лескова «Левша» Язык рассказа Николая Лескова «Левша» Русский национальный характер в рассказе Н.С. Лескова «Левша» Язык рассказа Н.С. Лескова «Левша» Свобода и необходимость в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и «Очарованном страннике» Н. С. Лескова Русская история в рассказе Лескова «Левша» Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века (Лесков «Левша» ) Творчество Н.С. Лескова (Рассказ «Очарованный странник») Русь, рождающая умельцев (по сказу Н. С. Лескова «Левша») Язык рассказа Николая Лескова «Левша» 2 Два образа "Левша " и "Очарованный странник" Лескова Образ повествователя в рассказе Н.С. Лескова «Левша» Патриотизм оружейника Левши Праведен или грешен Иван Флягин Образ Левши в рассказе Лескова “Левша” Трагическое и комическое в сказе Лескова «Левша» Образ русского человека в сказке Лескова «Левша»