Светлана

Василий Андреевич Жуковский


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
21 сочинение
Главные герои
И их характеристика

«Сверхъестественный ход событий в балладе Жуковского «Светлана»»

Сочинение



В 1813 г. в «Вестнике Европы» он напечатал новую балладу на тот же сюжет - «Светлана». Она стала еще более популярной, чем «Людмила», и Жуковского нередко именовали «певцом Светланы». Эту балладу и имя героини вспоминал А. С. Пушкин, описывая сон Татьяны. Критик-декабрист В. К. Кюхельбекер одобрил «Светлану», найдя в ней некоторые черты народности. Они, действительно, присущи новой балладе. Весь сюжет трактован в рамках бытовой сцены гадания девушек «в крещенский вечерок», что дало поэту возможность воспроизвести черты русского национального быта, народных обычаев. Жуковский стремится передать и некоторые особенности бытовой речи:

* Что, подруженька, с тобой?
* Вымолви словечко;
* Слушай песни круговой;
* Вынь себе колечко,
* - обращаются девушки к Светлане.
Перенесение действия в условия повседневного быта заставило автора отказаться от фантастики и мотивировать сверхъестественный ход событий сном героини. Угрожающее Светлане соединение с мертвым женихом оказывается мрачным сновидением, и, проснувшись, она возвращается в обычную обстановку, а действие приходит к благополучной развязке: появляется живой и по-прежнему любящий жених. Посвятив балладу А. А. Воейковой (урожденной Протасовой), Жуковский обращается к ней, называя ее «моей Светланой», с разъяснением идеи произведения. Светлана в отличие от Людмилы не возроптала на провидение и поэтому обрела счастье. Но и в этой балладе идейный смысл не сводится к такой прописной морали. Жуковский верит в вечность любви и счастья, условием чего является верность до гроба и за гробом. Любовь торжествует над смертью - вот романтическая идея баллады.

В «Светлане» намечался иной по сравнению с «Людмилой» путь Жуковского. Поэт в сущности отказывался от балладной фантастики, от таинственного и ужасного, не боясь ввести в балладу даже элементы шутки, хотя это противоречило жанровой традиции. Вместе с тем Жуковский придавал произведению национальную окраску, соблюдая одно из требований романтизма. Но в последующих своих балладах по этому пути он не пошел. Эту задачу, как мы увидим дальше, поставил перед собой П. А. Катенин, полемически выступивший против баллад Жуковского.

В годы, разделяющие написание «Людмилы» и «Светланы», Жуковский опубликовал еще две баллады. Одна из них - «Кассандра» (1809) -начинает цикл переводов Жуковского из Шиллера. Другая - «Громобой» (1811) - вместе с позднее написанной балладой «Вадим» вошла в состав баллады «Двенадцать спящих дев» (1817). Здесь использован сюжет прозаического романа немецкого писателя Щписа «Двенадцать спящих девушек, история о привидениях».

Назвав «Громобоя», как и «Людмилу», русской балладой, Жуковский переносит действие в Древнюю Русь, на берега Днепра. Но ни имя героя, ни его характер, ни обстановка действия, ни самый сюжет не приобрели у Жуковского сколько-нибудь заметного русского колорита. «Громобой» ближе к традиционному жанру романтической баллады, чем «Светлана». В истории человека, продавшего дьяволу не только свою душу, но и души своих двенадцати дочерей, доминирует фантастическое, ужасное, потустороннее. Развязки в «Громобое» нет: дальнейшая судьба героя и двенадцати дев излагается в «Вадиме».

Другие сочинения по этому произведению


Анализ Баллады «Светлана» Анализа баллады «Светлана» Герои и сюжет романтической баллады В. А. Жуковского «Светлана» Черты романтизма в балладе В.Жуковского «Светлана» Сюжетный анализ баллады «Светлана» Фантастика и реальность в балладе Жуковского «Светлана» Баллада В.А. Жуковского "Светлана" «Преданья старины глубокой!» (по балладе В. А. Жуковского «Светлана») Герои и сюжеты баллады В.А.Жуковского "Светлана" Баллада В. А. Жуковского „Светлана“ (герои и сюжет) Сопоставительный анализ баллад В.А. Жуковского “Светлана” и “Людмила” Что сближает балладу В.А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора Художественный мир баллады В. А. Жуковского «Светлана» Баллада Баллады «Людмила» и «Светлана» Сюжет, герои и проблематика баллады В. А. Жуковского «Светлана» Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского \"Светлана\". Тема судьбы в одной из баллад В.А.Жуковского ("Светлана"). Поэзия и жизнь в балладе "Светлана" В. А. Жуковского Сентиментальный идеал верной любви в балладе «Светлана»