Станционный смотритель
Александр Сергеевич Пушкин
Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
23 сочинения
«Урок по повести Л.С.Пушкина «Станционный смотритель»»
Сочинение
Тема урока: Пути, которые выбирает человек (Нравственно-философские проблемы повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)
Эпиграф: «Куда несёт нас рок событий?..» А. С. Пушкин
Оборудование: текст повести «Станционный смотритель»; иллюстрации к произведению М.В.Добужинского, А.В.Ванециана, Д.А.Шмаринова; Библейская энциклопедия; толковый словарь русского языка. Подготовка учащихся к уроку: прочитать текст повести; охарактеризовать образы произведения – Самсона Вы-рина, Дуни, Минского, Ивана Петровича Белкина; составить вопросы к их характеристике; определить основную тему и идею повести, её гуманистический смысл.
Цель урока: изучить содержание повести А.С.??ушкина «Станционный смотритель», её сюжетно-композиционные особенности, охарактеризовать образы произведения, попытаться проникнуть в их внутренний мир, задуматься о вечных проблемах, поднятых в произведении; развивать умения и навыки анализа текста, составления вопросов к характеристике образов, устного рассказывания, размышления; воспитывать уважение к родителям, сознательное отношение к библейским заповедям, ответственность за свои поступки, сочувствие к людям.
Структура урока
I. Подготовка к восприятию учебной темы.
II. Объявление темы урока, постановка учебных задач.
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
* Словарная работа.
* Анализ сюжета и композиции произведения (беседа по вопросам учителя с составлением опорной схемы).
* Анализ библейских мотивов (работа с Библейской энциклопедией и осмысление роли библейских образов и сюжетов в тексте повести «Станционный смотритель»).
* Беседа об основных образах произведения по вопросам учителя и учащихся.
* Работа с иллюстрациями.
* Сопоставление точек зрения рассказчиков и автора (составление таблицы).
IV. Закрепление приобретенных навыков, умений, знаний (беседа о гуманистических идеях повести «Станционный смотритель» и ее художественном своеобразии).
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока Слово учителя. Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома – набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, что всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но будут оценивать за ваши поступки – прежде всего с нравственной точки зрения – люди, Бог и сама жизнь. Как же путь вы изберете для себя?.. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосерд любви, сострадания?. Смысл литературы не в том, чтобы учить жить, – это учебник жизни, а прежде всего искусство слова, которым призвано вселять в души красоту, стремление к прекраа му, возвышенному, – но вместе с тем настоящее искус во всегда обращено к человеку, поэтому литература вид искусства может многое: пробудить душу, наполнить добротой и помочь сделать свой нравственный выбор.
Словарная работа. В повести «Станционный смотритель» встречаются устаревшие слова и выражения, значение которых необходимо знать для понимания смысла произведения. С помощь толкового словаря русского языка и комментариев к произведению учащиеся знакомятся с этими словами.
* Коллежский регистратор – чиновник низшего (14) класса.
* Подьячий – младший чиновник в допетровской Руси
* Фельдъегерь – правительственный курьер.
* Подорожная – документ на право пользования казенными лошадьми.
* На перекладных – меняя лошадей на каждой станции.
* Прогоны – плата за пользование лошадьми.
Задание: Почему Пушкин так детально описывает быт и работу станционного смотрителя, акцентирует внимание на его низшей должности и чинах, которые стоят выше его?
Учащиеся должны сделать вывод о том, что чин станционного смотрителя, его 14-й класс – наименьший в табели о рангах, а в обществе, где царит закон «чин чина почитай», как пишет Пушкин, он, самый бесправный и униженный из чиновников, должен только молча подчиняться, угождать и молча сносить побои и оскорбления.
Эпиграф: «Куда несёт нас рок событий?..» А. С. Пушкин
Оборудование: текст повести «Станционный смотритель»; иллюстрации к произведению М.В.Добужинского, А.В.Ванециана, Д.А.Шмаринова; Библейская энциклопедия; толковый словарь русского языка. Подготовка учащихся к уроку: прочитать текст повести; охарактеризовать образы произведения – Самсона Вы-рина, Дуни, Минского, Ивана Петровича Белкина; составить вопросы к их характеристике; определить основную тему и идею повести, её гуманистический смысл.
Цель урока: изучить содержание повести А.С.??ушкина «Станционный смотритель», её сюжетно-композиционные особенности, охарактеризовать образы произведения, попытаться проникнуть в их внутренний мир, задуматься о вечных проблемах, поднятых в произведении; развивать умения и навыки анализа текста, составления вопросов к характеристике образов, устного рассказывания, размышления; воспитывать уважение к родителям, сознательное отношение к библейским заповедям, ответственность за свои поступки, сочувствие к людям.
Структура урока
I. Подготовка к восприятию учебной темы.
II. Объявление темы урока, постановка учебных задач.
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
* Словарная работа.
* Анализ сюжета и композиции произведения (беседа по вопросам учителя с составлением опорной схемы).
* Анализ библейских мотивов (работа с Библейской энциклопедией и осмысление роли библейских образов и сюжетов в тексте повести «Станционный смотритель»).
* Беседа об основных образах произведения по вопросам учителя и учащихся.
* Работа с иллюстрациями.
* Сопоставление точек зрения рассказчиков и автора (составление таблицы).
IV. Закрепление приобретенных навыков, умений, знаний (беседа о гуманистических идеях повести «Станционный смотритель» и ее художественном своеобразии).
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока Слово учителя. Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома – набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, что всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но будут оценивать за ваши поступки – прежде всего с нравственной точки зрения – люди, Бог и сама жизнь. Как же путь вы изберете для себя?.. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосерд любви, сострадания?. Смысл литературы не в том, чтобы учить жить, – это учебник жизни, а прежде всего искусство слова, которым призвано вселять в души красоту, стремление к прекраа му, возвышенному, – но вместе с тем настоящее искус во всегда обращено к человеку, поэтому литература вид искусства может многое: пробудить душу, наполнить добротой и помочь сделать свой нравственный выбор.
Словарная работа. В повести «Станционный смотритель» встречаются устаревшие слова и выражения, значение которых необходимо знать для понимания смысла произведения. С помощь толкового словаря русского языка и комментариев к произведению учащиеся знакомятся с этими словами.
* Коллежский регистратор – чиновник низшего (14) класса.
* Подьячий – младший чиновник в допетровской Руси
* Фельдъегерь – правительственный курьер.
* Подорожная – документ на право пользования казенными лошадьми.
* На перекладных – меняя лошадей на каждой станции.
* Прогоны – плата за пользование лошадьми.
Задание: Почему Пушкин так детально описывает быт и работу станционного смотрителя, акцентирует внимание на его низшей должности и чинах, которые стоят выше его?
Учащиеся должны сделать вывод о том, что чин станционного смотрителя, его 14-й класс – наименьший в табели о рангах, а в обществе, где царит закон «чин чина почитай», как пишет Пушкин, он, самый бесправный и униженный из чиновников, должен только молча подчиняться, угождать и молча сносить побои и оскорбления.
Другие сочинения по этому произведению
Главная мысль в повести «Станционный смотритель» Какая мысль мне кажется главной в повести