Станционный смотритель

Александр Сергеевич Пушкин


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
23 сочинения

«Урок по повести Л.С.Пушкина «Станционный смотритель»»

Сочинение

Тема урока: Пути, которые выбирает человек (Нравственно-философские проблемы повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)

Эпиграф: «Куда несёт нас рок событий?..» А. С. Пушкин

Оборудование: текст повести «Станционный смотритель»; иллюстрации к произведению М.В.Добужинского, А.В.Ванециана, Д.А.Шмаринова; Библейская энциклопедия; толковый словарь русского языка. Подготовка учащихся к уроку: прочитать текст повести; охарактеризовать образы произведения – Самсона Вы-рина, Дуни, Минского, Ивана Петровича Белкина; составить вопросы к их характеристике; определить основную тему и идею повести, её гуманистический смысл.

Цель урока: изучить содержание повести А.С.??ушкина «Станционный смотритель», её сюжетно-композиционные особенности, охарактеризовать образы произведения, попытаться проникнуть в их внутренний мир, задуматься о вечных проблемах, поднятых в произведении; развивать умения и навыки анализа текста, составления вопросов к характеристике образов, устного рассказывания, размышления; воспитывать уважение к родителям, сознательное отношение к библейским заповедям, ответственность за свои поступки, сочувствие к людям.

Структура урока

I. Подготовка к восприятию учебной темы.

II. Объявление темы урока, постановка учебных задач.

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

* Словарная работа.
* Анализ сюжета и композиции произведения (беседа по вопросам учителя с составлением опорной схемы).
* Анализ библейских мотивов (работа с Библейской энциклопедией и осмысление роли библейских образов и сюжетов в тексте повести «Станционный смотритель»).
* Беседа об основных образах произведения по вопросам учителя и учащихся.
* Работа с иллюстрациями.
* Сопоставление точек зрения рассказчиков и автора (составление таблицы).

IV. Закрепление приобретенных навыков, умений, знаний (беседа о гуманистических идеях повести «Станционный смотритель» и ее художественном своеобразии).

V. Итоги урока.

VI. Домашнее задание.

Ход урока Слово учителя. Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома – набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, что всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но будут оценивать за ваши поступки – прежде всего с нравственной точки зрения – люди, Бог и сама жизнь. Как же путь вы изберете для себя?.. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосерд любви, сострадания?. Смысл литературы не в том, чтобы учить жить, – это учебник жизни, а прежде всего искусство слова, которым призвано вселять в души красоту, стремление к прекраа му, возвышенному, – но вместе с тем настоящее искус во всегда обращено к человеку, поэтому литература вид искусства может многое: пробудить душу, наполнить добротой и помочь сделать свой нравственный выбор.

Словарная работа. В повести «Станционный смотритель» встречаются устаревшие слова и выражения, значение которых необходимо знать для понимания смысла произведения. С помощь толкового словаря русского языка и комментариев к произведению учащиеся знакомятся с этими словами.

* Коллежский регистратор – чиновник низшего (14) класса.
* Подьячий – младший чиновник в допетровской Руси
* Фельдъегерь – правительственный курьер.
* Подорожная – документ на право пользования казенными лошадьми.
* На перекладных – меняя лошадей на каждой станции.
* Прогоны – плата за пользование лошадьми.

Задание: Почему Пушкин так детально описывает быт и работу станционного смотрителя, акцентирует внимание на его низшей должности и чинах, которые стоят выше его?

Учащиеся должны сделать вывод о том, что чин станционного смотрителя, его 14-й класс – наименьший в табели о рангах, а в обществе, где царит закон «чин чина почитай», как пишет Пушкин, он, самый бесправный и униженный из чиновников, должен только молча подчиняться, угождать и молча сносить побои и оскорбления.

Другие сочинения по этому произведению


Главная мысль в повести «Станционный смотритель» Какая мысль мне кажется главной в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель») Тема «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Повесть "Станционный смотритель" Сочинение по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель") (1) Образ «маленького человека» (по повести «Станционный смотритель») Изображение маленького человека в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (1) Образ Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель») Драматизм судьбы Дуни Выриной (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель") Изображение маленького человека в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (2) Описание Петербурга в повести «Станционный смотритель» Изображение маленького человека в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (3) Выражение позиции автора в повести Русский женский национальный характер «Станционный смотритель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Образы простых людей в повести «Станционный смотритель» Авторская позиция в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель") (3) Изображение маленького человека в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (4) Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель") (2)