Песнь о вещем Олеге
Александр Сергеевич Пушкин
Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
26 сочинений
«Сочинение по стихотворению Пушкина «Песнь о вещем Олеге»»
Сочинение
В «Повести временных лет» есть легенда о смерти киевского князя Олега (X век), якобы предсказанная ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна). Легенда о
смерти князя Олега привлекла внимание великого русского поэта А. С. Пушкина, и он воплотил ее в поэтические строки своей знаменитой «Песни о вещем Олеге». Мы
читаем это произведение, и перед нами предстают картины «старины глубокой», открывается поэтически воспроизведенная картина нравов, отношений и
характеров давно прошедшего времени. Мы словно попадаем в те далекие годы, когда существовала Киевская Русь, слышим старинную речь, видим вещего князя,
«могущего воителя» , его любимца-коня, другая соратника, и его дружину, и мудрого провидца. Образ этого «вдохновенного кудесника» - «любимца богов» -
представляется особенно торжественным и необычным. Чувствуется, что этот герой дорог автору ничуть не меньше, чем сам «вещий Олег», о котором сложена
«Песнь…». Вот перед нами описание первой встречи вещего Олега с мудрым старцем:
* С дружиной своей, е цареградской броне,
* Князь по полю едет на верном коне.
* Из тёмного леса навстречу ему
* Идёт вдохновенный кудесник…
Автор сразу подчеркивает значительность и величие этого образа:
* Покорный Перуну старик одному.
* Заветов грядущего вестник.
Чувствуется и уважение к его преклонным годам, прошедшим в «мольбах и гаданьях», и преклонение перед его мудростью. Именно устами кудесника-волхва Пушкин
отдает дань восхищения мужественному князю, прославившему себя в суровых походах.
«Заветов грядущего вестник», умудренный богатым жизненным опытом, предсказывает князю Олегу его будущее, но тот внутренне спорит с прорицателем, не хочет
ему верить (услышав предсказание, князь «усмехнулся; однако чело и взор омрачилися думой»), он пытается обмануть судьбу, отказавшись от любимого коня. Через
много лет, возвратившись из походов, Олег вспоминает о своем верном товарище, а услышав о смерти коня, он, как ему кажется, побеждает в споре с мудрым старцем
и произносит слова, снижающие ореол прорицателя: «Ты лживый, безумный старик». Но, наступив на череп коня и приняв смерть от укуса «гробовой змеи», князь тем
самым подтверждает, что мудрый кудесник не ошибся.
В летописном сказании о смерти Олега все внимание сосредоточено на самом событии, и кудесник появляется только для исполнения своей определенной роли, а в
произведении А. С. Пушкина мудрый старец представлен центральным и равноправным персонажем:
* «Волхвы не боятся могучих владык,
* А княжеский дар им не нужен;
* Правдив и свободен их вещий язык
* И с волей небесною дружен».
Именно в этих словах волхва, произнесенных с такой гордостью, отражены самые дорогие для Пушкина качества человеческой личности: внутреннее достоинство,
независимость, мудрость человека, умение прорицать и способность говорить правду.
Другие сочинения по этому произведению
Песнь о вещем Олеге Сопоставительный анализ «Песни о Вещем Олеге»