Демон

Михаил Юрьевич Лермонтов


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
32 сочинения
Главные герои
И их характеристика

««Мцыри» и «Демон» – высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова»

Сочинение

Личность Лермонтова воображается теперь в совокупности социальных и исторических связей, и он все дальше отходит от поэтизации трагического и мятежного героя-отшельника. Этот процесс переоценки традиционных романтических представлений прослеживается и в лирике зрелого Лермонтова, и в поздних редакциях «Демона».

Начав работу над поэмой в 1829 г., Лермонтов в 1829—1831 гг. написал или наметил ее четыре редакции и разработал близкие темы в «Азраили» и «Ангеле смерти». В окончательной редакции Лермонтов нашел место действия — Кавказ, сюжет оказался помещенным в атмосферу народных пересказов и обогащенным деталями быта и этнографии, а княжна Тамара явилась живым и полнокровным образом. С появлением такого образа Демон получил мерило ценностей своих учеников. По своему философско-этическому содержанию оскорблений Тамара приравнивается к образу Демона. Она наделена той полнотой переживания, которая исчезла в современном мире; ее любовь самоотвержена и объединена с заслуженным страданием. Поэтому, искушавший Тамару, Демон не только наказан безграничным одиночеством, но и побежден в момент своей предполагаемой победы — поскольку его жертва возвышалась над ним.

В 1839 г. Лермонтов написал новую поэму — «Мцыри». Внутренняя родственность Мцырей и Демона несомненна: в нем также заложены возражение, протест и та самая сила духа, что и у Демона, он старается вырваться из мира, который обрекает его на одиночество. Тем не менее, Мцыри — прямая противоположность байроническому герою: это «естественный человек», которому навязывают общественное отношение, угнетавшее его. Пафос возражения в «Мцыри» чуть ли не больший, чем в «Демоне», поскольку Мцыри окружают не враги, а защитники и заместители; он и не борется с ними — он их не воспринимает. Мцыри живет подчиняясь естественным понуждениям: любви к свободе, родине, родным, природе и деятельности. Эти чувства заставляют его убежать из монастыря, вражеского «закона сердца», и погрузиться в естественную стихию.

«Мцыри» и «Демон» — высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова. В них сложился и особый лермонтовский язык — языковой поток, который захватывает читателя, внешне похожий на импровизацию, где лирическая энергия целого поглощает неточности словоупотребления. Рядом с поэтическим языком повышенной экспрессивности, Лермонтов в зрелые года все чаще обращался к умышленно неприкрашенному, а иногда и прозаическому языку. Так написаны многие его лирические стихи последних лет. При этом драматизм лирической ситуации и конфликта не ослаблен, а усилен. Это касается таких его произведений, как «Завещание», «Валерик», «Бескид», «На севере диком…», «Сон» и др.

Художественный опыт Лермонтова-Лирика, автора поэм, драматурга и прозаика сконцентрировался в романе «Герой нашего времени» («Герой нашего времени»), который он начал писать в 1838 г. на основе кавказских впечатлений. Роман построен как серия повестей со сложной композиционной структурой. Каждая повесть опиралась на определенную литературную традицию. «Бела» соединила черты дорожных заметок и романтической новеллы о любви европейца к «дикарке»; «Княжна Мэри» — «светская повесть»; «Тамань» — лирическая новелла со слабовыявленным сюжетом и атмосферой таинственности; «Фаталист» — рассказ об «таинственном случае», характерный для фантастичной прозы 30-х гг. Все эти жанровые формы стали в Л. частью единого целого — исследование духовного мира современного героя, личность и судьба которого цементируют весь роман. Новеллы расположены так, что они постепенно «приближают» Печорина к читателю: сначала рассказ о нем ведет Максим Максимович и «Бела», потом он изображен через восприятие рассказчика («Максим Максимович»), в конце концов в «журнале» (дневнике) предлагается его «исповедь».

События представлены вне хронологической последовательности, которая также является частью художественного замысла: как в «байронической поэме», роман имеет «вершинную композицию», биография героя возникает в кульминационных моментах. Предыстория Печорина нарочно отсутствует, что предоставляет его биографии определенную таинственность.

Другие сочинения по этому произведению


Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» Анализ реалистической поэмы Лермонтова «Демон» Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" Демон и Тамара в одноименной поэме Лермонтова Мятежный характер Демона (по поэме М. Ю Лермонтова «Демон») Поэма «Демон» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю.Лермонтова ("Демон"). Сравнение поэмы Лермонтова «Мцыри» и «Демон» Работа Лермонтова над поэмой «Демон» Проблема противостояния свет и тьмы в фантастическом рассказе типа Манфреда и Демона Развязка сюжета поэмы Лермонтова «Демон» Мотив возрождения падшего ангела в поэме Лермонтова «Демон» Мистический финал поэмы Лермонтова «Демон» Библейская легенда о духе зла в поэме «Демон» Трагизм Демона в одноименной поэме Лермонтова Героиня «восточной повести» Лермонтова «Демон» Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон» О незамеченном библейском источнике поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» Романтическая фантастика в поэме Лермонтова «Демон» Тамара - характеристика литературного героя Трагический образ типического героя в поэме «Демон» Земной и потусторонний миры в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» «Демон» Пушкина и «Демон» Лермонтова Характер и стиль диалога Демона и Тамары в одноименной поэме Лермонтова Поэма «Демон» венец всей творческой жизни Лермонтова Центральный момент поэмы «Демон» – появление Тамары Анализ второй части поэмы Лермонтова «Демон» Фольклор в поэме Лермонтова «Демон» Значение поэмы «Демон» как поэтически обобщенного свидетельства эпохи Разобщенность Демона с естественно природным миром