Демон

Михаил Юрьевич Лермонтов


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
32 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Земной и потусторонний миры в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»»

Сочинение


1. Понятие зла и добра
2. Трагедия Демона.
3. Возвращение к жизни.
4. Символичность центрального образа.

Критики называют поэму «Демон» венцом поэтического творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Над текстом этого произведения автор работал в течение десяти лет, за это время было создано восемь различных редакций поэмы.

В основе сюжета «Демона» лежит известное библейское предание о падшем ангеле Азраиле, который осмелился восстать против Господа и за этот проступок был навеки изгнан из райских кущ и превращен в темного духа, олицетворяющего извечное зло.

Понятие зла и добра Лермонтов трактовал по-своему. В литературе традиционным считается понимание добра как покорности Богу и добровольное следование его заповедям, а зла — как неповиновение Всевышнему и выбор неправедного пути. У поэта же, напротив, Господь не добрый владыка, а жестокий и прямолинейный тиран, а Демон — та сила, которая пыталась свергнуть его с престола.

В рассматриваемой поэме поменялись местами привычные нам понятия, зло и добро приобрели новый смысл, не соответствующий общепринятой морали православной религии. Демон, являясь, по сути, средоточием зла, вовсе не отрицает существующее в мире добро, но понимает его иначе, чем обычные люди. В соответствии с «традиционной» христианской моралью, добродетель означает смирение, покорность, а зло — противостояние этим правилам. Но для Лермонтова, напротив, добро является синонимом непокорности, борьбы, а виновником происходящего в мире зла становится сам Господь. Поэт искренне считает, что добрый и справедливый Бог никогда бы не создал такую Землю:
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить;
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить...

Присутствие Господа ощущается в каждой строчке текста поэмы. Бога даже можно назвать одним из главных действующих лиц, несмотря на то что его присутствие незримо и неосязаемо. Именно о нем постоянно упоминают герои, лишь Всевышнего обвиняют в несправедливостях и преступлениях, совершаемых в земном мире, поскольку люди были сотворены по божественному образу и подобию:
... всесильный Бог,
Ты знать про будущее мог,
Зачем же сотворил меня?

Азраил так же, как и главный герой поэмы, Демон, является изгнанником. Это «существо сильное, но побежденное». Но в отличие от Демона наказание Азраила последовало не за бунт, а лишь за выражение недовольства — заскучав в полном одиночестве, он осмелился упрекнуть Всевышнего в том, что тот зачем-то создал его намного раньше людей. Разгневанный Господь, узнав об этом, не замедлил наказать непокорного:
Переменил звезду свою;
Как дым рассыпалась она,
Рукой Творца раздроблена;
Но смерти верной на краю,
Взирая на погибший мир,
Я жил один, забит и сир.

Демона же в отличие от Азраила наказали «по заслугам»: он не просто высказывал свое несогласие с Богом, но и активно противостоял ему. И за это наглого бунтовщика ждало страшное наказание. «Добрый» Господь не только немедленно изгнал ослушника из рая, но и полностью уничтожил его сущность, его душу, испепелив ее проклятием и сделав пустой и мертвой. Кроме того, на Демона была возложена полная ответственность за все зло и несправедливость, творящиеся в земном мире. Подчиняясь воле Господа, Демон «жжет печатью роковой» все, до чего может дотронуться его рука, став беспощадным «орудием зла». И в этом заключается ужасная трагедия главного героя поэмы:
Помчался - но куда? Зачем?
Не знаю... прежними друзьями
Я был отвергнут; как эдем,
Мир для меня стал глух и нем.

Сильная любовь, внезапно появившаяся и оживившая мертвую душу Демона, вспыхнувшая в ней чарующим огнем, стала причиной возвращения несчастного изгнанника к полноценной жизни. Танцующая красавица Тамара сумела теплом своей души, своей красотой оживить «немой души его пустыню»:
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!

В пробудившейся душе Демона вновь всколыхнулись давно похороненные теплые чувства. Он мечтал о том, чтобы душа его осталась навсегда живой, могла воспринимать все радости жизни и, наконец, могла слиться с другой, родной и близкой душой в единой Любви. Чувства Демона к Тамаре распространились на все живое, окружающее его, он испытал потребность творить добро и по-новому взглянул на красоту земного мира. К нему вернулось то, что было отобрано всесильным Богом:
Он любовался - и мечты
О прежнем счастье цепью длинной,
Как будто за звездой звезда,
Пред ним катилися тогда.

Но, вновь обретя способность испытывать яркие чувства, Демон не выдерживает нахлынувших эмоций и, не справившись с ними, горько плачет:
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..

Демона привлекла не только яркая красота Тамары и ее танец. Он сумел разглядеть ее душу, живую, сочувствующую, способную понять его страдания.

Мистический смысл поэмы «Демон» органично сочетается с изображаемой поэтом земной реальностью. Данное произведение проникнуто глубочайшим психологизмом: в образе Демона Лермонтов объединил характерные черты многих своих современников. В 30-х годах XIX столетия уже существовали люди, которые стремились найти истину, выражали недовольство существующими порядками, искали пути избавления от рабства и гнета самодержавия. К сожалению, им было неведомо, какими путями можно прийти к Правде: рожденные в рабовладельческом государстве, они изначально были несвободными.

Демон — это не просто мистическая фигура, это реальный бунтовщик, одержимый страстью к разрушению, поддерживаемый собственной гордыней, протестующий против существующих порядков и законов, но при этом не находящий достойного противопоставления всему этому. Демон не виноват в несправедливости, творящейся на земле, но он уже отравлен этой несправедливостью, злом и ненавистью. Он стремится к людям, но одновременно презирает их низменную сущность.

Этот глубоко символический образ означает естественное разрушение отживших старых понятий, стремление к новому пониманию зла и добра, установлению новых, справедливых и всеобъемлющих законов. Именно поэтому поэма «Демон» не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Другие сочинения по этому произведению


Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» Анализ реалистической поэмы Лермонтова «Демон» Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" Демон и Тамара в одноименной поэме Лермонтова Мятежный характер Демона (по поэме М. Ю Лермонтова «Демон») Поэма «Демон» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю.Лермонтова ("Демон"). Сравнение поэмы Лермонтова «Мцыри» и «Демон» Работа Лермонтова над поэмой «Демон» Проблема противостояния свет и тьмы в фантастическом рассказе типа Манфреда и Демона Развязка сюжета поэмы Лермонтова «Демон» Мотив возрождения падшего ангела в поэме Лермонтова «Демон» Мистический финал поэмы Лермонтова «Демон» Библейская легенда о духе зла в поэме «Демон» Трагизм Демона в одноименной поэме Лермонтова Героиня «восточной повести» Лермонтова «Демон» Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон» О незамеченном библейском источнике поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» Романтическая фантастика в поэме Лермонтова «Демон» Тамара - характеристика литературного героя Трагический образ типического героя в поэме «Демон» «Демон» Пушкина и «Демон» Лермонтова Характер и стиль диалога Демона и Тамары в одноименной поэме Лермонтова Поэма «Демон» венец всей творческой жизни Лермонтова Центральный момент поэмы «Демон» – появление Тамары «Мцыри» и «Демон» – высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова Анализ второй части поэмы Лермонтова «Демон» Фольклор в поэме Лермонтова «Демон» Значение поэмы «Демон» как поэтически обобщенного свидетельства эпохи Разобщенность Демона с естественно природным миром