Антоновские яблоки

Иван Алексеевич Бунин


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
23 сочинения

«Как меняется образ автора повествователя в рассказе "Антоновские яблоки"»

Сочинение




Одна из особенностей художественной манеры Бунина — лиричность его прозы. Во многих рассказах писателя главным является не сюжет, а откровенное выражение авторских чувств по отношению к героям и событиям. В таких произведениях скрепляющим элементом текста становится не только последовательность событий, но и чувства автора — его мысли, воспоминания, ассоциации. «Антоновские яблоки» — это психологический рассказ, который имеет форму внутреннего монолога и передаёт чувства лирического героя-автора. «Антоновские яблоки» — это воспоминание автора о недавнем прошлом — о старинных дворянских усадьбах, которые так милы сердцу рассказчика.

Основное настроение в рассказе — светлая грусть о невозвратимом времени, светлая, потому что автор вспоминает не о жестокости крепостного права в дворянских усадьбах, а лишь о том, что «достойно памяти», о том, что обычно вспоминает человек из своей прошедшей жизни. Особенность памяти состоит в том, что от детства и юности на всю жизнь остаются добрые и приятные воспоминания, ибо тогда человек был ещё молод, ещё здоров, полон надежд и сил.

«Антоновские яблоки» состоят из главок, в которых описывается осенняя природа сентября, октября, ноября и начала декабря (подзимок). Но меняется не только природа, но и лирический герой-автор, который наблюдает и описывает эту природу: сначала наблюдатель-рассказчик — мальчик, потом юноша, затем зрелый человек, и, наконец, старик. Поэтому в осеннем пейзаже наблюдатель-рассказчик отмечает то, что созвучно его настроению.



В первой главке изображается осень в сентябре. Антоновские яблоки уродились на славу, и хозяева целыми днями продают их прямо в саду, а ночью на телегах увозят в город. Ночи холодные и ясные, так что хорошо видны крупные звёзды и слышен малейший звук. Для мальчика, который воспринимает эту картину, интересно всё вокруг: разные покупатели яблок, шум проходящего поезда, старое ружьё сторожа. Жизнь кажется ему чудесной сказкой. Во второй главке описывается другой год и осень в октябре. Её наблюдает уже юноша, его занимают совсем другие картины: древние старики, которые не боятся смерти; хозяйственные, степенные мужики; сельские престольные праздники, когда нарядный народ доволен, умиротворён. Юноша с удовольствием бывает у своей тётки Анны Герасимовны, несуетливой, домовитой, приветливой. В третьей главке показана осень в ноябре, когда листья в саду облетели, а на полях зеленеет озимь. Рассуждает об этом времени человек, ещё молодой, здоровый, сильный, выносливый; он участвует в псовой охоте, целый день гоняется за волком вместе с другими охотниками, а вечером с любопытством наблюдает их беспорядочное застолье. Когда рассказчик, проспав следующую охоту, остаётся один в притихшем доме, он с интересом листает книги XVIII века из старой библиотеки или рассматривает портреты давно умерших предков. В четвёртой главке осень-подзимок воспринимается пожилым героем-рассказчиком, для которого жизнь утратила очарование и интерес. Люди, которых он встречал в своём детстве и молодости, умерли. Теперь его больше занимают воспоминания о прошлом, чем новые впечатления. Герой охотится один на пустынной равнине. Безнадёжное, печальное настроение не только у рассказчика, но и в природе: затихают поля, лес «сквозит», дни синеватые, пасмурные, короткие. Созвучна этому настроению песня, которую поют мелкопоместные охотники: ветер растворяет ворота и белым снегом заметает дорогу. Осень — пора увядания — кончилась, пришла зима, которая часто в фольклоре ассоциируется со смертью природы.

Подводя итог, следует отметить, что четыре главки, показывающие разные периоды осени и разный возрастной взгляд на мир, образуют законченное произведение. По жанру «Антоновские яблоки» рассказ, одновременно лирический (психологический), так как имеет форму внутреннего монолога, и философский, так как осмысляет человеческую жизнь, которая быстро проходит, оставляя в душе человека светлые воспоминания и усиливая мысль о неизбежном конце.

Что же объединяет четыре столь различные главки в один рассказ? Композиционно все главки скрепляются образом лирического героя и его постоянными упоминаниями о неповторимом запахе антоновских яблок, который связывается у автора с осенью и добротной, спокойной жизнью дворянских усадеб. В первой главке мальчик гуляет по яблоневому саду, во второй приводится примета «ядрёная антоновка — к весёлому году», в третьей перед тем, как читать старинные книги, рассказчик находит в саду под яблоней среди опавшей листвы случайно забытое, холодное и мокрое, но необыкновенно вкусное яблоко. В четвёртой главке отмечается, что запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб, потому что осень переходит в зиму, а хозяева дворянских усадеб умирают или разоряются.

Другие сочинения по этому произведению


"Антоновские яблоки" одно из поэтичных произведений И Бунина Анализ рассказа "Антоновские яблоки" И.А. Бунина Поэтическое восприятие Родины в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» Философская проблематичность произведений И. А. Бунина (на примере рассказа «Антоновские яблоки») Художественные особенности рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки» «Антоновские яблоки» И. Бунина как новелла настроений Смысл названия рассказа «Антоновские яблоки» Антоновские яблоки Анализ рассказа «Антоновские яблоки» Описание родной природы в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» Почему грустен рассказ Бунина «Антоновские яблоки» Антоновские яблоки - изобразительные приемы Тема дворянских гнёзд в творчестве Бунина И. А. «Антоновские яблоки» Художественные особенности рассказа «Антоновские яблоки» Поэтическое восприятие родины в рассказе «Угасающий дух» помещичье патриархальной России в ранних рассказах И.А. Бунина («Антоновские яблоки» и «Танька») Рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки» "Антоновские яблоки", как философско психологический рассказ «Угасающий дух помещиков» в рассказе «Антоновские яблоки» Психологические этюды в творчестве Бунина Художественные особенности рассказа Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века