Антоновские яблоки

Иван Алексеевич Бунин


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
23 сочинения

«"Антоновские яблоки", как философско психологический рассказ»

Сочинение


Летят за днями дни, и каждый день уносит

Частичку бытия.
А.С.Пушкин

Рассказом «Антоновские яблоки» (1900) заканчивается, по мнению литературоведов, ранний этап творчества Бунина и начинается зрелый период, когда писатель создаёт свои лучшие произведения, когда ясно проявляются характерные особенности его художественной манеры (лиричность прозы и замечательная предметная изобразительность).

Как известно, Бунин писал и стихи, и прозу, поэтому нет ничего удивительного в том, что поэтические приёмы он использует в своих прозаических произведениях. Проза, то есть эпос, изображает человека объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями; а поэзия, то есть лирика, показывает человека субъективно, через его переживания и раздумья. Писателя интересует окружающая жизнь (характеры людей, события, бытовые подробности, природная среда); поэта — внутренний мир человека, движение-развитие его мыслей и чувств. Поэтому прозаическое произведение сюжетно, а в лирическом произведении сюжет практически отсутствует.

«Антоновские яблоки» — это наплывающие, сменяющие друг друга картины природы, связанные единым поэтическим впечатлением — грустью по уходящему времени. «Антоновские яблоки» в этом смысле очень похожи на элегию — лирическое стихотворение, выражающее философские размышления, грустные раздумья, даже скорбь лирического героя, а Бунин в «Антоновских яблоках» явно грустит о судьбе поместного дворянства. Иными словами, «Антоновские яблоки» — это психологический рассказ, так как имеет форму внутреннего монолога и передаёт чувства автора — лирического героя.

Бунина называют «певцом усадебной печали», «осенней грусти увядания», и это справедливо. Вздыхая по прошедшему, писатель утверждает, что в поместном прошлом не всё было плохо: ведь русская усадебная жизнь воспитала замечательных писателей, художников, музыкантов, создавших великую гуманистическую культуру. И вот в конце XIX века усадебный мир дробится, мельчает, уходит в небытие. Однако, тоскуя о невозвратном помещичьем прошлом, Бунин сожалеет об уходящей жизни вообще, об утекающем навсегда времени. Это сожаление понятно любому человеку, то есть в рассказе выразилось общечеловеческое философское содержание.



В «Антоновских яблоках» в центре изображения находится не только последовательная смена осенних месяцев, но и специфический возрастной взгляд (сначала ребенка, потом юноши, потом зрелого человека и, наконец, старика) на происходящие в природе и в человеческой жизни изменения. При этом автор использует множество деталей: у каждого возраста своё видение окружающего мира, свои заботы и проблемы, свои мысли и развлечения. Таким образом, Бунин пишет не только о том, как разоряются дворянские гнёзда, но и о том, как человек проживает свою жизнь, движется к своей осенней и зимней поре, то есть к старости и смерти.

В первой главке изображается «ранняя погожая осень», которую наблюдает мальчик. Восприятие мира здесь чистое, поэтичное, беззаботное. В темноте сада мальчик видит прямо-таки сказочную картину: около шалаша бродят страшные, длинные, чёрные люди-тени. Во второй главке речь идёт об осени другого года, и осень здесь более поздняя, а лирический герой уже юноша. На деревьях меньше листвы, солнечный свет неяркий, воздух холодный, а юноша мечтает о здоровой и красивой жене в праздничном уборе и о праздничном обеде. В третьей главке осень ещё дальше «продвинулась» во времени: всё чаще ненастные дни, всё явственнее приметы холодов. Лирический герой — уже взрослый человек — вспоминает об охоте, которая является чуть ли не единственным развлечением мелкопоместных, разорившихся дворян. В четвёртой главке описывается осень-подзимок: светлые впечатления сменяются мрачными, тоскливыми, потому что лирический герой уже старик. Он снова идёт на охоту в поля, хорошо знакомые ему ещё с детства, но теперь в его настроении преобладает чувство грусти и одиночества. Он окидывает взглядом безлюдные озими, голую рощу; ветер гудит в дуле его ружья. А в конце главки мелкопоместные дворяне-охотники, собравшиеся на далёком хуторе, поют песню о ветре, который растворяет ворота и белым снегом заметает путь-дорогу. Снег, покрывающий землю, напоминает саван(!).

Из «Антоновских яблок» следует, что для Бунина идеал жизни и красоты остался в прошлом, когда был расцвет дворянской культуры и усадебного быта. Об этом лирический герой рассуждает юношей, приезжая осенью в гости к своей тётке Анне Герасимовне. Во дворе он видит ветхих стариков, бывших дворовых крепостных, которые сохранили привычки старого времени: они низко-низко кланяются барчуку и ходят при нём без шапок. Для лирического героя в доме старой тётки присутствует чудесный и таинственный запах старины — мудрой, хлебосольной, прочной.

Лиризм «Антоновских яблок» выражается не только в том, что весь рассказ, по существу, является лирическим монологом автора, но и в самой установке на воспоминание о детстве, юности, умерших любимых родственниках. Изменение взгляда взрослеющего, а потом стареющего автора демонстрируется через лирический пейзаж: в детстве это пышная осень первоначальной поры, «очей очарованье», в юности — октябрьская осень с заморозками и дождями, в зрелости — ноябрьская, в старости — переходящая в зиму.

Лиризм рассказу придаёт и особенная мелодика фразы, что ещё больше сближает бунинскую прозу с поэзией. Ритмичность, мерная, торжественная интонация, высокий строй языка - вот что характерно для лирической прозы Бунина.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: «Антоновские яблоки» — философский рассказ о беспощадно уходящем времени, о жизни, которая быстро проходит, оставляя в душе человека светлые воспоминания и одновременно тоскливую безнадёжность.

Изображение времени у Бунина многообразно. Во-первых, это смена времён года, из которых писатель выбирает самое грустное — осень; во-вторых, это взросление и старение человека, когда у него с возрастом изменяются взгляды, привычки, интересы; в-третьих, это социальные изменения — обнищание одновременно и помещиков, и мужиков; в-четвёртых, это смена вкусов в литературе (наивные сентиментальные романы хранятся в библиотеке шурина Арсения Семёновича, и лирический герой читает их с улыбкой умиления).

В «Антоновских яблоках» выразились важнейшие особенности художественной манеры Бунина: смешение поэтических и прозаических приёмов изображения в рамках одного произведения и необычная предметная детализация. Последний приём заметили А.П.Чехов и М.Горький уже в первых бунинских произведениях: изображение в его рассказах такое насыщенное, что, по словам Чехова, похоже на «сгущённый бульон».

Другие сочинения по этому произведению


"Антоновские яблоки" одно из поэтичных произведений И Бунина Анализ рассказа "Антоновские яблоки" И.А. Бунина Поэтическое восприятие Родины в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» Философская проблематичность произведений И. А. Бунина (на примере рассказа «Антоновские яблоки») Художественные особенности рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки» «Антоновские яблоки» И. Бунина как новелла настроений Смысл названия рассказа «Антоновские яблоки» Антоновские яблоки Анализ рассказа «Антоновские яблоки» Описание родной природы в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» Почему грустен рассказ Бунина «Антоновские яблоки» Антоновские яблоки - изобразительные приемы Тема дворянских гнёзд в творчестве Бунина И. А. «Антоновские яблоки» Художественные особенности рассказа «Антоновские яблоки» Поэтическое восприятие родины в рассказе «Угасающий дух» помещичье патриархальной России в ранних рассказах И.А. Бунина («Антоновские яблоки» и «Танька») Рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки» «Угасающий дух помещиков» в рассказе «Антоновские яблоки» Как меняется образ автора повествователя в рассказе "Антоновские яблоки" Психологические этюды в творчестве Бунина Художественные особенности рассказа Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века