Тёмные аллеи

Иван Алексеевич Бунин


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
44 сочинения

«Мотив любви «как солнечного удара» в прозе И. А. Бунина»

Сочинение

Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…

И. А. Бунин. Темные аллеи.

Тема любви занимает в творчестве И. А. Бунина одно из самых значимых мест. Я думаю, что и в жизни это чувство стояло у писателя на первом месте, определяло его поступки, придавало смысл его существованию. Больше того, в силу характера, воспитания, образа жизни у Бунина сложилась собственная «философия любви», которую он художественно воплотил на страницах своих произведений.

Безусловно, шедевром бунинской любовной прозы является сборник «Темные аллеи». Сам автор говорил, что здесь он попытался раскрыть «темные аллеи» человеческого подсознания, тайные стороны человеческой души, которые самым тесным образом связаны с любовью.

В рассказе, давшем название всему циклу, — «Темные аллеи" — повествуется о чувстве молодого барина и крепостной девушки. Мы видим этих людей тридцать лет спустя, когда героиня уже превратилась в хозяйку постоялого двора, а барин — в «стройного старика военного в большом картузе и в николаевской серой шинели».

По ходу беседы герои вспоминают, что были связаны когда-то сильным и прекрасным чувством. Но для барина это воспоминание окрашивается чувством стыда и укором — Надежда всю жизнь любила его, тогда как он, бросив, вскоре позабыл о девушке. Для Николая Алексеевича любовь была мимолетна. Скорее всего, это было лишь увлечение красивой девушкой: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» И когда герой насладился красотой и молодостью, он без зазрения совести бросил Надежду.

Но что же эти мимолетные отношения значили для героини? Как оказалось, чувство к Николаю Алексеевичу стало любовью всей ее жизни. Она так и не вышла больше замуж, не завела семью. Всегда эта женщина любила лишь одного человека — своего барина, так жестоко бросившего ее. После их разрыва Надежда даже хотела наложить на себя руки, но вовремя опомнилась.

«Все проходит, да не все забывается», — говорит она своему «Николеньке». И эта фраза становится символом ее жизни, обозначением ее чувства.

Надежда дает четкое определение того, что было между ней и барином: «Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть». Эти слова как нельзя лучше характеризуют бунинское понимание любви: это чувство — горячка, бред, вызванная молодостью, красотой, полнотой жизни, брызжущей через край. Все это очень быстро проходит, однако оставляет глубокие следы, не проходящие всю жизнь.

Судьба Николая Алексеевича тоже сложилась трагично. Жена, которую он очень любил, изменила и бросила его самым бесстыдным образом, сын «покатился по наклонной». Получается, что к концу жизни герой остался, так же как и Надежда, одиноким и никому не нужным стариком. Только в жизни этой женщины было чувство, которое, несмотря на все обиды, грело ее. А в жизни героя была лишь пустота…

В рассказе Бунина «Солнечный удар», который по тематике и стилистике примыкает к циклу «Темные аллеи», рассказывается о взаимном чувстве. Однако и оно заканчивается трагично, оставляя в душе героя глубокую рану.

В рассказе повествуется о мимолетном романе, произошедшем между молодым поручиком и замужней женщиной. Они встретились на корабле, почувствовали взаимное влечение и провели в гостинице всего лишь одну ночь. Но их роман был подобен «солнечному удару» — по своей кратковременности, силе чувств, последствиям. Бунин подчеркивает, что чувства, которые герои испытали, были самыми сильными и волнующими эмоциями за всю их жизнь: «много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой».

Наутро героиня исчезла, оставив после себя лишь запах, ощущения холстяного платья, звуки «веселого и простого голоса». Поначалу поручик не придал этому исчезновению никакого значения — «не в первый раз». Но по мере того, как проходило время, он начинал осознавать, что не находит себе места без этой прелестной маленькой женщины. Какое-то чувство сжигало его изнутри: ничто не радовало героя и не развлекало его. Складывалось такое ощущение, будто он заболел.

Когда поручик все же добрался до парохода, когда закончились муки «солнечного удара» его любви, он «почувствовал себя постаревшим на десять лет».

Другой аспект любовного чувства Бунин рассматривает в рассказе «Легкое дыхание». Его название символизирует образ жизни и мысли юной героини произведения — Оли Мещерской. Это прелестное создание было наполнено жаждой жизни, любви, красоты. Однако девушка, я думаю, не знала, как реализовать эти свои желания. Она, словно прекрасный цветок на ветру, металась в поисках счастья, а нашла лишь свою смерть.

У Оли было несколько романов со взрослыми мужчинами, которые пылали страстью к молодой прекрасной девушке. А Мещерская, как мне кажется, наслаждалась своей властью, не испытывая ответных чувств и лишь самоутверждаясь.

За это героиня поплатилась сполна — ведь играть человеческими чувствами очень опасно. Мы узнаем, что «казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил её на платформе вокзала».

Таким образом, любовь, по Бунину, это темное чувство, связанное с подсознанием человека, с темными сторонами его души. Часто она мистична и загадочна, оставляет след в душе людей на всю жизнь.

Как правило, любовная вспышка в произведениях Бунина кратковременна, очень сильна и эмоционально насыщена и заканчивается трагически. Но, несмотря на это, любовь, по Бунину, самое ценное сокровище в жизни человека, составляющее прелесть и смысл существования.

Другие сочинения по этому произведению


«Незабываемое» в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» «Темные аллеи» (история написания) Анализ рассказа И. А. Бунина «Часовня» (Из цикла «Темные аллеи») Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена (по рассказу И.А. Бунина "Темные аллеи") Герои Бунина живут под звездою рока Единство цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» Идейно-художественное своеобразие книги Бунина «Темные аллеи» Любовь в произведениях И. А. Бунина Особенности темы любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи». Поэзия и трагедия любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Проблема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Рецензия на рассказ И.А. Бунина "Ворон" Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. (И.А.Бунин. «Темные аллеи».) Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи" Философия любви в цикле И. А. Бунина "Темные аллеи" Тема любви в рассказе Бунина «Темные аллеи» Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи» (восприятие, истолкование, оценка) Размышления над рассказом И. А. Бунина "Поздний час" Анализ книги рассказов Бунина «Темные аллеи» Единство цикла рассказов «Темные аллеи» Рассказ И. А. Бунина «Поздний час» Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Главное впечатление от «Темных аллей» «Тёмные аллеи». Размышления над рассказом. Художественный разбор произведения И. Бунина «Тёмные аллеи» "Незабываемое" в цикле рассказов Гимн женской красоте в творчестве Бунина Любовь, красота, память в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» Природа в изображении И. С. Тургенева и И. А. Бунина Поэзия и трагедия любви в рассказе Незабываемое" в цикле рассказов Бунина "Темные аллеи Судьба и измена первой любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Горчайший опыт Бунина Проблематика и герои одного из рассказов И.А.Бунина. Работа Бунина над циклом «Темные аллеи» «Вечные» темы в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи» Осмысление жизни и любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи» Поэзия и трагедия любви Темные аллеи. Рассказы «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи» Иван Бунин. Темные аллеи «Темные аллеи» вершина творчества Бунин