«Стихотворение Ф. И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас…») (Восприятие, истолкование, оценка)»
Любовная лирика поэтов всегда была самой красивой и трогательной. Стихи Тютчева на эту тему отличает необыкновенная проникновенность, глубина чувств и переживаний, они западают глубоко в сердце, и еще долго чистые и светлые эмоции волнуют и очищают душу. Стихотворение «К.Б.». было написано 26 июля 1870 года, оно посвящено Амалии Лерхенфельд. Еще в юности Тютчев был влюблен в эту женщину, но им не суждено было быть вместе. Почти через полвека состоялась их случайная встреча в Мюнхене, она и вдохновила поэта на создание этого шедевра.
Стихотворение написано в форме прямого обращения к возлюбленной, что подчеркивает его личностный характер, реальность испытываемого чувства, личные местоимения «я», «вас», придают некую интимность.
В основу лирического произведения положен прием метафоры: цветение весны сравнивается с молодостью человека, осеннее увядание — со старостью. Как весной пробуждается природа, так «оживает», казалось бы, «отжившее сердце». «Повеет», «обвеян дуновеньем» — эти слова рождают в воображении образ теплого, приятого, ласкового ветерка. Как это и свойственно лирике Тютчева, сливаются воедино мир человеческой души и мир природы. Влюбленность в женщину — это влюбленность в жизнь, это растворение в ней, вечная молодость души.
Это стихотворение рождает множество ощущений, обостряются все чувства. Герой «вспоминает», «смотрит», «глядит», жизнь «заговорила», звуки становятся «слышнее»… Да, все действительно «ожило»! Этот всплеск мимолетен, случается лишь «порою», это подтверждает и градация «бывают дни, бывает час». Все происходит «как бы во сне», возрождается «упоение», то есть восторженность и наслаждение. Кажется, что влюбленный не верит своему счастью, сначала он даже не может осознать, что за чувство «встрепенулось», внезапно вздрогнуло и пришло в движение. На это указывает неопределенное местоимение «что-то» во второй строфе. Лишь в последней строфе произносится это магическое слово «любовь»!
Встреча с любовью юности возвращает утраченную с годами гармонию. Лирический герой был счастлив в то «время золотое». «Все былое» — это, наверняка, глубокое и прекрасное чувство, время «душевной полноты». Память о нем хранилась в душе, поэтому даже во время «вековой разлуки» продолжали существовать «не умолкавшие» звуки, песни влюбленного сердца. Это не просто «воспоминанье», это «жизнь», в которой царит «то же» очарованье. Ничего не меняется, и в двадцать лет, и в семьдесят человеческое сердце способно гореть в огне любви, а подлинные чувства поистине вечны.
Образ любимой неконкретен, размыт. «Милые черты» мы видим глазами лирического героя. Но, наверное, это женщина действительно прекрасна, раз о ней говорится с таким восхищением!
Каждая строфа завершается многоточием, это создает впечатление недосказанности. Действительно, можно ли все рассказать о чувстве, которое живо даже после «вековой разлуки»? Кажется, что лирический герой полностью погрузился в воспоминания о тех счастливых днях. В конце последней строфы — жизнеутверждающее восклицание. Любовь — вечное, бессмертное чувство, над ним не властно время! Прошлое и будущее сливаются, становится понятно, что ниточка, связывающая сердца влюбленных, никогда не обрывалась до конца. Последняя строфа построена на анафорах, усиливающих ощущение неразрывности: «тут»; «и то же».
Эпитеты незамысловаты и просты, но очень точны и метки. Лексический ряд стихотворения характеризуется чистотой, эмоциональным подъемом: «ожило», «золотое», «тепло», «весна», «дуновенье», «упоеньем», «милые» «очарованье», «любовь». Даже звуковая сторона этих слов примечательна: аллитерация на сонорные согласные «л», «н» придает звучность, напевность и плавность. Этим звучанием наполнены все строфы стихотворения.
Конечно же, присутствует понимание того, что молодость прошла. Ряд слов по своему значению окрашены в минорные тона: «в отжившем», «забытом», «поздней», «разлука». Жизнь противоречива, в хорошем можно увидеть плохое, но и в печальном - рассмотреть радостное.
Стихотворение написано излюбленным размером Тютчева — ямбом. Перекрестные рифмы дополняют мелодию стиха.
Среди современников Тютчева стихотворение не получило широкой известности. Настоящей оценкой этому произведению стала несомненная популярность романса, который был впервые исполнен
Однажды появившись на свет, настоящая любовь живет вечно. Она лишь может укрыться в тайном уголке сердца при невозможности быть с любимым человеком. А нечаянная встреча, словно весна, будит былую страсть и нежность… Эти простые истины, облеченные Тютчевым в поэтические строки, пробуждают в нас глубокие чувства и позволяют насладиться прекрасным.