««Новая Элоиза» Льва Толстого («Казаки»)»
Странно будет, ежели
даром пройдет это мое
обожание труда.
Л. Толстой
Для Толстого как писателя, для проблематики и поэтики его произведений характерно резкое противопоставление городской, светской и деревенской, близкой к природе жизни. Контраст искусственного городского и естественного деревенского, природного, впервые резко обозначенный в «Казаках», составляет главное содержание повести «Семейное счастье», очень многое определяет в «Войне и мире» и в «Анне Карениной», а в романе «Воскресение» составляет исходную, ключевую мысль. Но именно в «Казаках» руссоистский идеал не утверждается, а преодолевается: Оленину не дано слиться с миром природы и простых людей, живущих по естественным ее велениям.
Одна из важных особенностей эпического строя «Казаков» состоит в том, что некоторые главные, ключевые мысли высказаны в немудреных словах простого человека — старика Ерошки. Он философствует о жизни, о войне, о религиозной вере, об отношениях народов друг к другу. В повествовательной системе Толстого это новый шаг сравнительно с севастопольским циклом, предвестие «Войны и мира» и других произведений последующих лет.
Сюжет строится в «Казаках» совсем не идиллично. Разрушены мечты Оленина о счастливой «естественной» жизни. В ночном столкновении казаков с абреками убит горец. В конце повести опасно ранен Лукашка. Повесть, однако, как и все созданное Толстым, проникнута жизнеутверждающим началом, основанным на гуманизме, человечности. Повесть утверждает красоту и значительность жизни самой по себе. Ни одно из произведений Толстого не проникнуто такой молодой верой в стихийную силу жизни и ее торжество, как «Казаки». И в этом смысле кавказская повесть намечает прямой переход к «Войне и миру».
В творческой биографии
«Казаки» обозначили рубеж. Это было возрождение. Сразу после них увидел свет «Поликушка», а затем началась напряженная работа над «Войной и миром». Толстой снова почувствовал себя «писателем всеми силами своей души».