
Игорь Васильевич Северянин
«Поэзия И. Северянина»
Время требует мифов, и время творит их. Среди множества мифов 20 века живет миф о поэте Игоре Северянине. Он вошел в историю русского стиха как основатель эгофутуризма, как «король поэтов», автор «изысканных» стихов, один из родоначальников массовой культуры 20 века. О Северянине можно сказать, что он изготавливал товар по душе, но всегда оставался подлинным поэтом.
Игорь Северянин начал писать стихи уже с восьми лет. Тогда же он решил непременно прославиться как поэт. Первое стихотворение Северянина было опубликовано в 1905 году. Затем, в течение 3−4 лет он издал за свой счет 35 сборников. Но поэта не замечали. Обратил внимание на молодое дарование
Несмотря на то, что Северянин был футуристом, его поэтическая позиция была прямо противоположна позиции Маяковского. Оба этих поэта шли на площадь, к «униженной и оскорбленной толпе». Но Маяковский нес грубое, резкое, «весомое» слово. Северянин же предлагал «утончиться вкусом народа».
Позиция открытого самоупоения поэта должна была потрясти и потрясала публику нахальством и вызовом:
Не мне расчет лабораторий,
Нет для меня учителей.
Парю в лазоревом просторе
Со свистом солнечных лучей!
Именно Северянин ввел слово «футуризм» в поэтический обиход Серебряного века. Но, добавив к нему «эго», поэт решительно отмежевался от других футуристов. Их эстетика казалась Северянину социально опасной, агрессивной и антипоэтической. Принцип эгофутуризма — «что ни слово, то сюрприз» — сочетался у Северянина с позицией лирического героя, любующегося собственными поэтическими изысками. Словарь Северянина («грезы», «будуар», «паж», «муар», «эксцесс») производил впечатление далекой, изящной страны, где нет повседневных забот. В этой стране прекрасные дамы скучающе поджидают своих обожателей под сенью экзотических деревьев.
В 1913 году вышла лучшая книга И. Северянина — «Громокипящий кубок». За два года она переиздавалась семь раз. А. Блок, первоначально резко отозвавшийся о поэзии «златолирного певца», отметил в своем дневнике: «Это настоящий, свежий, детский талант».
Слава Северянина достигла пика в 1914 году. Он выступал на поэтических вечерах, собиравшие полные залы. Манера декламации этого поэта (он «пел» свои стихи) завораживала и восхищала слушателей. Музыкальность названий стихов Северянина («Соната», «Симфония», «Серенада») подчеркивала важность именно звучаний его стихотворений. Звуки сплетались в неожиданные ассонансы:
Вдруг золотеет паутина, как символ ленных
пленов солнца,
И я, сравнив себя со всеми, клуб дам
не потому ль?
Вслед за «Горомокипящим кубком» вышли такие сборники Северянина, как «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915), «Тост безответный» (1916). Все они варьировали мотивы главной книги стихов поэта.
В стихах Северянина открывался особый мир грез — страна «Миррелия». Она была названа в честь «певицы страсти» Мирры Лохвицкой, поэзию которой Северянин считал главным своим источником. В Миррелии царствовали любовь и красота, а предметом поклонения там всегда была женщина. И неважно, являлась ли она деревенской простушкой или прекрасной принцессой. Читатель с удовольствием шел в этот волшебный мир Северянина, далекий от грохота реальных катастроф:
Быть может и любит, да только не скажет…
Да только не скажет и чувств не покажет.
А раз не покажет — так что в этом толку.
Надеждой терзает, надеждой тревожит…
А может быть вовсе не любит? Быть может!
С 1919 года Северянин постоянно живет в Эстонии. Главные темы его поэзии — чувственная любовь и слава — отступают перед ностальгическими воспоминаниями и острым чувством покинутой, но не утраченной родины:
Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Ее лавины снеговые,
Ее цыгане кочевые, —
Ах, им ли радость не дана?
Лучшая книга позднего Северянина, по моему мнению, — это «Классические розы». В ней поэт переходит на иной язык: классически ясный, подчеркнуто простой и естественный. В это время Северянин много выступает в концертных залах Литвы, Латвии, Финляндии, Польши, Германии, Болгарии, Франции. Теперь его задача — вспомнить мельчайшие подробности прошлой жизни, эпохи своей молодости, которая осталась позади:
Много видел я стран и не хуже ее —
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить?.. С нею — сердце мое,
И она для меня несравнима!
«Слава солнца», 1925.
В 1925 году Северянин создает «роман в строфах», ориентируясь на «Евгения Онегина» Пушкина. Это произведение, по замыслу поэта, должно было стать «энциклопедией» предвоенной поры. Но замыслу мешал «лиризм» Северянина. Этот поэт всегда был лириком, тонко чувствующим «нюансы жизни»:
Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страною брошенные в гроб!