Александр Сергеевич Пушкин
Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений
«Художественное своеобразие прозы А.С. Пушкина»
Сочинение
В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихотворным находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства.
Процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина русской художественной прозы, которая стояла бы на уровне его достижений в области стиха, был начат им, когда он принялся за работу над историческим романом \"Арап Петра Великого\".
Пушкин несколько романтизировал облик героя — своего прадеда по матери Ганнибала. Но в то же время он сумел на крайне ограниченном пространстве дать правдивую и вместе с тем необыкновенно красочную и остро выразительную картину жизни и быта петербургской эпохи — периода ломки всего старого, отжившего и создания новой русской государственности. Однако взыскательный художник был не удовлетворен своим начальным прозаическим опытом и оставил работу над ним.
Цикл \"Повестей Белкина\" явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего жизнь, формы повести и роман в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина и своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. \"Повести и романы читаются всеми и везде\", — отмечал он.
В бесхитростный пересказ разного рода происшествий, имевших место в жизни самых обыкновенных людей, Пушкин сумел внести столько глубокого гуманного чувства, меткой наблюдательности, тонкого юмора и мягкой иронии и вместе с тем столько жизненной правды, широких типических обобщений, что его \"Повести Белкина\" являются, по существу, началом русской высокохудожественной реалистической прозы.
В повестях Пушкин существенно расширяет, демократизирует круг явлений действительности, входящих в сферу его творческого внимания. Наряду с картинами поместной жизни (\"Метель\", \"Барышня-крестьянка\") перед нами развертывается быт армейского офицерства (\"Выстрел\"), городских ремесленников (\"Гробовщик\"), мелкого чиновничества (\"Станционный смотритель\"), наконец, жизнь крепостного крестьянства (\"История села Горюхина\").
\"Повести Белкина\" отличаются предельной экономией художественных средств. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого из персонажей проступает с замечательной рельефностью и отчетливостью из его поступков и речей.
Если в \"Арапе Петра Великого\" Пушкин снял с ходулей крупного исторического деятеля, то в \"Станционном смотрителе\" он приподнял своего маленького, приниженного героя, явив в этой повести, как и вообще в \"Повестях Белкина\", поистине \"натуральную\" действительность, жизнь, которая \"живет\", как восторженно твердил устами одного из своих героев Достоевский. Этим объясняется огромное значение, которое имел \"Станционный смотритель\" в дальнейшем развитии литературы. Образ смотрителя был прямым предшественником Башмачкина из \"Шинели\" Гоголя и всех тех \"бедных людей\", которые вскоре начали заполнять страницы по вестей и романов писателей \"натуральной школы\" — колыбели русского реализма второй половины XIX века.
Процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина русской художественной прозы, которая стояла бы на уровне его достижений в области стиха, был начат им, когда он принялся за работу над историческим романом \"Арап Петра Великого\".
Пушкин несколько романтизировал облик героя — своего прадеда по матери Ганнибала. Но в то же время он сумел на крайне ограниченном пространстве дать правдивую и вместе с тем необыкновенно красочную и остро выразительную картину жизни и быта петербургской эпохи — периода ломки всего старого, отжившего и создания новой русской государственности. Однако взыскательный художник был не удовлетворен своим начальным прозаическим опытом и оставил работу над ним.
Цикл \"Повестей Белкина\" явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего жизнь, формы повести и роман в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина и своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. \"Повести и романы читаются всеми и везде\", — отмечал он.
В бесхитростный пересказ разного рода происшествий, имевших место в жизни самых обыкновенных людей, Пушкин сумел внести столько глубокого гуманного чувства, меткой наблюдательности, тонкого юмора и мягкой иронии и вместе с тем столько жизненной правды, широких типических обобщений, что его \"Повести Белкина\" являются, по существу, началом русской высокохудожественной реалистической прозы.
В повестях Пушкин существенно расширяет, демократизирует круг явлений действительности, входящих в сферу его творческого внимания. Наряду с картинами поместной жизни (\"Метель\", \"Барышня-крестьянка\") перед нами развертывается быт армейского офицерства (\"Выстрел\"), городских ремесленников (\"Гробовщик\"), мелкого чиновничества (\"Станционный смотритель\"), наконец, жизнь крепостного крестьянства (\"История села Горюхина\").
\"Повести Белкина\" отличаются предельной экономией художественных средств. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого из персонажей проступает с замечательной рельефностью и отчетливостью из его поступков и речей.
Если в \"Арапе Петра Великого\" Пушкин снял с ходулей крупного исторического деятеля, то в \"Станционном смотрителе\" он приподнял своего маленького, приниженного героя, явив в этой повести, как и вообще в \"Повестях Белкина\", поистине \"натуральную\" действительность, жизнь, которая \"живет\", как восторженно твердил устами одного из своих героев Достоевский. Этим объясняется огромное значение, которое имел \"Станционный смотритель\" в дальнейшем развитии литературы. Образ смотрителя был прямым предшественником Башмачкина из \"Шинели\" Гоголя и всех тех \"бедных людей\", которые вскоре начали заполнять страницы по вестей и романов писателей \"натуральной школы\" — колыбели русского реализма второй половины XIX века.