Александр Сергеевич Пушкин
«Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» (восприятие, истолкование, оценка)»
Кто такой поэт? Каково его назначение? Должен ли он быть зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей, или поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных мыслей и чувств? В лирике
Рассматривая эту тему в творчестве
В основу стихотворения «Пророк» был положен отрывок из Библии, из шестой главы Книги пророка Исаии. Согласно легенде, серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по исправлению людей.
Стихотворение Пушкина перекликается с библейским текстом. Мы видим, что поэт прекрасно знал историю призвания к пророческому служению Исаии, размышлял над ней. Пушкин часто обращался к Библии, черпая из нее вдохновение и сюжеты для своих сочинений. В «Пророке» мы находим интерпретацию Пушкиным этой библейской легенды.
Основной прием, использованный Пушкиным в «Пророке», — расширенная метафора. Пророк у автора ассоциируется с поэтом.
Герой стихотворения находится в удручённом состоянии, он томим «духовной жаждой». И тут ему является посланник Божий «шестикрылый серафим». Вдруг с поэтом происходят чудесные, но мучительные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках:
Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Далее Пушкин пишет:
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье.
Теперь поэт посвящён в тайны мирозданья и одарён тонким чувством восприятия внешнего мира во всём его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, но и этого мало, чтобы стать пророком:
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой — возлагают на него трудную задачу. Подобно тому, как в библейской легенде пророк Исайя наделяется Господом ответственной миссией, в пушкинском «Пророке» «Бога глас» взывает к поэту:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Поэт в понимании Пушкина — посланник божий. Его дар — это тяжелая ноша. Всевышний дает поэту талант, но заставляет выполнять на земле определенную миссию: исправлять людей, учить их, как нужно поступать, пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём.
В стихотворении нет разбивки на строфы. Четырехстопный ямб, использование перекрестной, парной и кольцевой рифмы создает особую ритмику стиха. Большинство строк начинается с предлога «и», что с одной стороны убыстряет темпоритм, а, с другой стороны, повторяет напевность библейского слога.
Особенностью лексики «Пророка» является обилие церковнославянских слов и высокой лексики («серафим», «влачился», «перстами», «зеницы», «горний», «мудрыя», «уста», «десницею», «отверстую», «глас», «восстань», «виждь», «исполнись»), что созадет общий возвышенный тон стихотворения.
Помимо основной метафоры (пророк- поэт), лежащей в основе произведения, Пушкин использует и другие изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты («мрачная пустыня», «вещие зеницы», «горний полет», «грешный, лукавый, празднословный язык»), сравнения («легкими как сон», «как труп») и другие метафоры («духовной жаждою», «и жало… змеи… в уста… мои…вложил», «глаголом жги сердца»).
В этом стихотворении Пушкин раскрывает нам свое понимание предназначения поэта и поэзии. Поэзия, по мнению автора, апеллирует не к разуму, а к сердцу. Она — нечто возвышенное, стоящее над людьми, часть духовной жизни.