Александр Сергеевич Пушкин
«Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» (Восприятие, истолкование, оценка)»
Преобладающими в лицейской поэзии Пушкина были элегические мотивы в духе Жуковского. Поэт писал о муках неразделенной любви, о преждевременно увядшей душе, горевал об угасшей молодости. В этих ранних стихотворениях Пушкина еще много литературных условностей, поэтических штампов. Но сквозь подражательное, литературно-условное уже и тогда пробивалось самостоятельное, свое: отголоски реальных жизненных впечатлений и подлинных внутренних переживаний автора. «Бреду своим путем», — заявил он в ответ на советы и наставления Батюшкова. И этот «свой путь» то там, то здесь постепенно вырисовывается в произведениях Пушкина-лицеиста.
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но как вино — печаль минувших дней…
Уже в Лицее Пушкин выработал самостоятельное и порой весьма критическое отношение к своим литературным предшественникам и современникам. В этом смысле особый интерес представляет «Тень Фонвизина», в которой поэт устами «известного русского весельчака» и «насмешника», «творца, списавшего Простакову», вершит смелый суд над литературной современностью.
Анакреонтические и элегические стихотворения Пушкин продолжал писать как в эти, так и в последующие годы. Но вместе с тем выход из «монастырских», как называл их поэт, лицейских стен в большую жизнь был выходом и в большую общественную тематику.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья… Если в стихах самого могучего предшественника Пушкина,
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…
Исключительное художественное мастерство Пушкина-поэта будет развиваться, обогащаться, совершенствоваться на протяжении всей его жизни, но уже в этот период складываются основные качества пушкинского поэтического языка и пушкинского стиха, синтезировавшего в себе высшие достижения стихотворного искусства его предшественников и современников, сочетающего живописную точность и звуковую энергию, присущие лучшим стихам Державина, с пластичностью и гармонией батюшковского стиха, с «пленительной» музыкальностью стиха