Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

«Стихотворение А. С. Пушкина «…Вновь я посетил…» (Восприятие, истолкование, оценка)»

Сочинение

Стихотворение «…Вновь я посетил…» написано в 1835 году и относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения — быстротечность и неумолимость течения времени. Уже взрослым и реализованным человеком писал поэт «…Вновь я посетил». Глубокое понимание того, что жизнь движется вперед и остановить этот процесс никому не под силу стало идейным фундаментом произведения. Поэтому общее настроение всего стихотворение — это светлая грусть.

«…Вновь я посетил…» представляет собой воспоминания лирического героя, поэта, вернувшегося через десять лет в Михайловское. По жанру стихотворение представляет собой элегию. Пушкин использует в нем разностопный ямб.

Отличительной особенностью этого стихотворения является то, что в нем рифмы как таковой нет, как нет и разделения на строфы, а есть только разделение частей, укороченные и прерванные строки. Кроме того, рифма преимущественно женская. Самое важное слово выносится в конец строчки. Подобная строфика и ритмика помогает с одной стороны создать эффект разговорной речи-размышления, а с другой стороны возникает ощущение, что каждую минуту монолог может прерваться. То есть, таким образом, вводится тема непредсказуемости жизни, а многоточия графически помогают созданию такого ощущения.

В ранний период творчества молодой поэт находился под влиянием Жуковского. Особенно в отношении пейзажных описаний. Несмотря на то, что к 1835 году Пушкин был уже зрелым поэтом, влияние Жуковского все равно чувствуется. Оно видно в мотивах, используемых поэтом: мотиве дороги («вновь я посетил»), мотиве изгнанничества («изгнанником провел.»), воспоминаний («минувшее меня объемлет живо»), утраты («уже старушки нет»).

В этом стихотворении лирический герой остается наедине с природой, и природа помогает ему погрузиться в свой внутренний мир. Неслучайно так часто используется в стихотворении местоимение «я» — одиннадцать раз.

Композиционно произведение можно разбить на три части. В первой части описывается «уголок земли», под которым подразумевается Михайловское. Во второй части — слияние героя и природы. В третьей части поэт устремляет свой взгляд в будущее. Стержень стихотворения — это эволюция мысли героя. Посмотрим на ее развитие. В первой части произведения преобладает мрачное, тоскливое настроение. Возникает мотив потери и смерти. Во второй части для героя становится очевидным, что все меняется вокруг. И, как бы в подтверждение этой мысли, поэт видит три сосны, которые одни не изменились, «они всё те же…». Но тут лирический герой замечает, что есть перемены и здесь:

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети.

Эта тема перемен начинает звучать буквально в самом начале стихотворения: «и много переменилось в жизни для меня», «переменился я». И вместе с нею возникает тема неумолимости времени, его безудержного стремления вперед.

Если говорить о символике стихотворения, то одним из самых ярких символов здесь является озеро. Озеро и его «неведомые волны» — символизирует собой реку времени. Вокруг него все меняется: уже «По брегам отлогим / Рассеяны деревни…», «Скривилась мельница, насилу крылья / Ворочая при ветре…», да и у самого озера «иные берега, иные волны». И вот по этому озеру «плывет рыбак и тянет за собою / Убогий невод». Этот рыбак подобен перевозчику Харону: он вылавливает в озере души и помогает им переправиться в иной мир. Другой символический образ — это образ старого пня:

А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

В стихотворении не сказано, что речь идет о пне, но мы понимаем, что дерево это мертво, потому что оно уже не способно цвести и расти, давать новые побеги. При помощи образа мертвого дерева поэт раскрывает мудрую истину: все, что живо, меняется, и только то, что мертво, остается неизменным.

Такая оптимистическая мысль прокладывает «мостик» между второй и третьей частью стихотворения. Третья часть — самая светлая. В ней лирический герой приходит к внутреннему успокоению, к гармонии с собой. Он согласен, что время неумолимо движется вперед, и когда-нибудь его уже не будет на этой земле, но его потомки, его внук услышит «приветный шум» молодой рощи. Вторая часть «…Вновь я посетил» написана собственно в пушкинских традициях. В середине начальных строчек присутствуют созвучные слова: «младое» — «незнакомое»; «могучий» — «поздний», «старую» — «главу». Эти созвучия и создают образ гармонии лирического героя с самим собой, с прошлым и будущим.

Из художественных средств в стихотворении использованы олицетворение — «шорох их вершин / Меня приветствовал», «…мельница, насилу крылья / Ворочая на ветре…», перифраз — «А вдали / Стоит один угрюмый их товарищ», «племя младое», сравнение — «как дети», «как старый холостяк», метафора — «уголок земли», «стелется широко», «рассеяны деревни», «скривилась мельница», эпитеты — «опальный домик», «кропотливый дозор», «златые нивы», «убогий невод», «неведомы воды», «могучий возраст».

Стихотворение построено на антитезе ассоциативной и смысловой. В первой и второй части преобладает отнесенность в прошлое, поэтому используются в основном глаголы прошедшего времени. В третьей части главное — устремление в будущее, чем обусловлено употребление глаголов будущего времени.

Фигура инверсии в произведении создает образ разнообразия жизни. Инверсия во «…Вновь я посетил…» встречается очень часто («переменился я», «жил я», «не слышу я»). Чередуясь с обычным порядком слов («я сиживал», «я проезжал») она рисует жизнь, полную непредсказуемости, ставящую человека в самые различные ситуации.

Таким образом, стихотворение «…Вновь я посетил…» показывает нам развитие мысли лирического героя, переход от тяжелых воспоминаний и грусти к признанию естественности быстротечности времени, к принятию этого факта и достижению внутренней гармонии.