Александр Сергеевич Пушкин
«Проблема творческого вдохновения в лирике А. С. Пушкина »
Александр Сергеевич Пушкин в своих стихотворениях охватывает необычайно широкий круг вопросов, затрагивает разнообразные темы. Множество источников питало вдохновение поэта.
Нередко Пушкин сам говорит о наиболее значимых мотивах своего творчества. В стихотворении 1836 года «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» он пишет, подводя итог созданному в течение жизни:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Здесь одной из главных заслуг названо обращение к гражданской лирике. Действительно, в основе многих произведений Пушкина лежит неприятие им современного общества, взаимоотношений между властью и личностью. Эта тема появляется уже в 1815 году в стихотворении «Лицинию». Ее дальнейшее развитие — ода «Вольность» 1817 года, в первых стихах которой поэт прямо заявляет о цели ее создания:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
Надежда на изменение ситуации в стране звучит в послании «К Чаадаеву» 1818 года, неудовлетворенность происходящим — во второй части «Деревни» 1819 года.
Все эти стихотворения проникнуты идеями декабризма, к которым намеренно возвращается поэт в послании «Во глубине сибирских руд…» 1826 года. Отличительной чертой вышеперечисленных произведений является использование олицетворения таких абстрактных понятий, как «свобода», «надежда», «любовь», таких метафор, как «горит желаньем», «свободою горим».
Пушкину раннего периода творчества присуща и некоторая публицистичность: обращения («о друзья», «товарищ»), восклицания, риторические вопросы. Однако гений молодого поэта не умещался в заданные рамки. Не заслужило одобрения декабристов, например, сравнение ожидания «минуты вольности святой» с ожиданием «минуты первого свиданья». Мысли о политическом устройстве России вдохновили Пушкина на создание широко известных эпиграмм на императора и его приближенных («Сказки. Моё!», 1818 г., «На Аракчеева», 1820 г.), стихотворения кризисного 1823 г. «Свободы сеятель пустынный…», произведения 1826 года «Стансы».
Мечты о «минуте вольности святой» легли в основу целого ряда сочинений Пушкина. Но личную свободу, воспетую, например, в «Узнике», поэт противопоставляет «лире вдохновенной» (стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», 1824 г.).
Объяснение этому феномену можно найти в легенде «Пророк» 1826 года, из которой мы узнаем, что вдохновение — это дар Бога. Для того чтобы подчеркнуть высокое предсказание поэта, Пушкин выбирает особый жанр, используя библейскую лексику («шестикрылый серафим», «пророк», «гады»), старославянизмы («персты», «зеницы», «горний» и другие), эпитеты высокого стиля («празднословый и лукавый» язык, «жало мудрыя змеи»). Подтверждается мысль о богоизбранности поэта, о его особой миссии в стихотворении «Поэт» 1827 года, где Пушкин вновь обращается к возвышенной лексике («суетный», «хладный», «ничтожный»), особым метафорам и сравнениям («…Душа поэта встрепенется, / Как пробудившийся орел»). На то, что вдохновение дается поэту свыше и не зависит от него самого, указывает и форма пассива причастия в стихотворении «Поэт и толпа» 1828 года: «…Мы рождены для вдохновенья…» О вдохновении-даре Пушкин пишет и в стихотворении «Муза» 1821 года.
Другая точка зрения высказана в стихотворении «Поэту» 1830 года. Пушкин говорит о том, что художник не должен подчиняться толпе. В то же время автор не дает нам ни одного намека на какие-либо высшие силы, стоящие над поэтом: «…Иди, куда влечет тебя свободный ум…», «Ты сам свой высший суд…» Это обращение сильной личности к равным себе.
Если проанализировать все творчество Пушкина, то мы заметим, что лик Бога просматривается за строками далеко не всех сочинений поэта, относительно редко встречаются и произведения, написанные под влиянием размышлений о судьбе человечества. Чаще стихотворения отражают глубоко личные переживания, возникшие в конкретную минуту жизни их автора. Но для Пушкина несомненно, что из мгновений складывается вечность. Так, получается, что отклик на определенное событие оказывается оценкой целого периода жизни, новой попыткой ответить на вечные вопросы. Размышления над проблемами бытия, возникающие в связи с конкретными обстоятельствами жизни, вдохновили поэта на создание стихотворений философской лирики. Среди шедевров этой группы произведений необходимо отметить «Погасло дневное светило…» (1820), «Телега жизни» (1823), «К морю» (1824), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Элегия» (1830), «…Вновь я посетил…» (1835).
В 1816 году в стихотворении «Певец» Пушкин написал: «Слыхали ль вы… / Певца любви, певца своей печали?» «Своей печали» посвящена философская лирика поэта, но не меньше было написано им о любви. Как и для всех творческих личностей, для Пушкина влюбленность — источник вдохновения. Об этом он пишет в стихотворении «К***" («Я помню чудное мгновенье…», 1825 г.): «…вот опять явилась ты…», и для сердца «…воскресли вновь / И божество, и вдохновенье…». Любовь — всегда светлое чувство. «…'Печаль моя светла…» — говорит поэт в стихотворении 1829 года «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», вспоминая свою возлюбленную.
Пушкин не раз увлекался прекрасными женщинами, но он всегда находил особенные, неповторимые слова для описания своих переживаний. Удивительные эпитеты выбирает он в стихотворении «К***" 1825 года. Его избранница — это «мимолетное виденье», «гений чистой красоты»; ее голос — «нежный», черты — «милые» или «небесные». Усиливает выразительность анафора на «и», «без», «как», рефрены («…Как мимолетное виденье, / Как гений чистой красоты» и «…Без божества, без вдохновенья, / Без слез, без жизни, без любви». Стихотворение мелодично благодаря сквозной рифме (например: ты — красоты — суеты — черты) и аллитерации на сонорные «м», «л», «н». В элегии «Я вас любил; любовь еще, быть может…» 1829 года эпитеты описывают само чувство автора: «любил безмолвно, безнадежно», «так искренно, так нежно». Мелодика вновь создается с помощью анафоры («Я вас любил…»).
Однако дружба крепче любви. Об этом Пушкин пишет в стихотворении «В альбом Пущину» 1817 года. Дружеские послания и эпиграммы занимают видное место в творчестве поэта. Даже переписка со знакомыми часто велась в стихах. Среди адресатов — члены родной семьи (сестра, брат, дядя) и у тех семей, которые были особенно дороги поэту (Раевские, Карамзины, Осиповы-Вульф), лицейские друзья, наставники в творчестве и жизни, няня. Дружба для Пушкина значила очень много. Он тяжело переживал разлуку с товарищами по учебе. Каждый год поэт отмечал годовщину лицея, часто 19 октября появлялись стихи: самое известное — «19 октября» 1825 года. Друзьям были посвящены «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» и многие другие.
Многие знакомые Пушкина, как и он сам, были стихотворцами. Вместе с ними поэт участвовал в литературной борьбе, писал эпиграммы на членов «Беседы любителей русского слова» («Угрюмых тройка есть певцов…» 1815 года, «Шишкову» 1816 года). Желание отстоять свои литературные взгляды и недоброжелательное отношение к дешевым критикам стали причиной создания целой серии стихотворений, например: «Послание к цензору» 1822 года, «Второе послание к цензору» 1824 года, «Жив, жив Курилка!» 1825 года.
Не только нападки противников нового течения в литературе и критиков задевали поэта. Иногда он отвечал стихами на светские и журнальные сплетни. Такой ответ — «Моя родословная» 1830 года.
Чужое творчество не всегда вызывало насмешку Пушкина. В лицейские годы поэт подражал Жуковскому, Вяземскому, Ломоносову, Батюшкову и опосредованно Анакреону. В дальнейшем на него оказывали влияние поэты-декабристы, Байрон. В 1821 году Пушкин написал «К Овидию», в 1825 году — «Андрей Шенье». Создав «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», поэт продолжил традицию Горация, Ломоносова, Державина. Иногда источником вдохновения служили произведения, авторы которых неизвестны. Религиозные тексты легли в основу «Подражания Корану» 1824 года и стихотворения «Отцы-пустынники и жены непорочны…» 1836 года, фольклор — в основу «Песен западных славян» 1834 года, «Песни о Стеньке Разине» (1826), «Песни о вещем Олеге» (1822). Но не только создания человеческого гения вдохновляли поэта. Пейзаж — неотъемлемая часть многих произведений Пушкина. Так, стихотворение гражданской лирики «Деревня» начинается идиллическим изображением гармонии в природе, противопоставленной несправедливой жизни людей. Философский пейзаж появляется в произведениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «…Вновь я посетил…» (1835), «Анчар» (1828). Описание природы предваряет воспоминания поэта о друзьях в лицейскую годовщину 19 октября 1825 года. Чувства лирического героя раскрываются через психологический пейзаж в стихотворениях «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), относящемся к любовной лирике, и «Осень» (1833), в котором присутствуют и философские мотивы, и размышления о творчестве. Природа помогала Пушкину найти образы, становившиеся «символическими», как, например, в элегии «К морю» (1824) или поэме-легенде «Анчар»; формировала особое душевное состояние поэта. Под влиянием разных зимних пейзажей были написаны «Зимнее утро» (1829) и «Зимний вечер» (1825). Но именно осень была для Пушкина любимым временем года, когда родились строки, рассказывающие о единстве поэта с природой, о влиянии ее на создаваемые стихи. Осенью «душа стесняется лирическим волненьем»:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Итак, вдохновение у Пушкина — это и дар богов, и свойство души самого поэта. Среди основных источников вдохновения — природа, неприятие устройства общества, размышления о смысле жизни и прожитых годах, любовь, дружба, литературная борьба, желание сформулировать свое поэтическое кредо.