Александр Сергеевич Пушкин
«Пейзажная лирика А. С. Пушкина »
Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры…
Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве
Пейзажная лирика Пушкина разнообразна. По мере взросления поэта, пейзажи в его лирике расскрывались с новой, неизвестной стороны.
Едва закончив Лицей, молодой поэт пишет свое знаменитое стихотворение «Деревня».В этом стихотворении Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостников, Пушкин прибегает к приёму противопоставления. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. С большой любовью и теплотой Пушкин говорит здесь о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вдохновляет и нравственно очищает его:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойтсвия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Перед нами предстает идилия, маленький мирок, где царят тишина, спокойствие и гармония. Деревня для автора-это то место, где он может отдохнуть от бессмысленной суеты столичной жизни, расслабиться и погрузиться в свои мысли и чувства:
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещённой,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидовать судьбе.
Но совсем другая сторона жизни открывается нам во второй части, где поэт обличает жестокость, деспотичность и произвол помещиков и бесправное положение народа."Барство дикое" и «рабство тощее», основные образы этой части, воплощают всю неправильность и бесчеловечность крепостного права:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Мир, окружающий автора, на самом деле оказывается полным жестокости и насилия, где одни «тягостный ярем влекут до гроба», а другие,"не видя слез, не внемля стона","присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца".Автор страдает оттого, что он ничего не может сделать для обездоленного и угнетенного народа:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Заключительная часть стихотворения посвещена раздумьям автора. Мне кажется, Пушкин сомневается в том, преобразится ли когла-нибудь мир, станет ли народ свободным:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
С 1820 года наступает новый период в творчестве Пушкина. За свободолюбивые стихи поэта ссылают на юг. Здесь автор пишет замечательные романтические стихотворения. Например, стихотворение «Погасло дневное светило…».В этом стихотворении речь идет не столько о природе, сколько о воспоминаниях о прошлом, о мечтах, о любви:
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
Но, воспоминания поэта печальны. Чем дальше читаешь стихотворение, тем судьба автора становится еще более трагичной: поэт хочет вернуться домой, на родину, но отвергает ее за предательство:
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость.
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Это стихотворение очень личное, в нем Пушкин расскрывает частичку своей души.
Стихотворение «К морю" — одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина, написанных в южной ссылке. Это стихотворение наполнено романтизмом. В нем поэт не только создает прекрасную картину морской стихии, но и выражает свои самые сокровенные мысли и чувства, наполняя стихотворение глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, свободе и неволе, человеческой судьбе. Море близко и дорого Пушкину, потому что оно представляется ему живым символом мятежной, непокорной и свободной стихии, силы и неприступной красоты,
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Пренесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
У каждого человека есть любимое время года. Поэтов и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений, является источником впечатлений и чувств. Любимым временем года для
Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной…
Мне кажется, осень — самая противоречивая пора. Это очень точно отражено в строчке:"Унылая пора! Очей очарованье!"Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями, тяжелыми серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но ни одно время года не может сравниться с яркими красками золотой осени:
Люблю я пышное пророды увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Живописно и ярко описывает автор осенние пейзажи. Красота природы пробуждает в сердце поэта все самое лучшее, осенью его душа расцветает, наполняется любовью и желанием жить:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн…
Для Пушкина «пышное увяданье» природы — само по себе прекрасное явление, он видит в нем проявление жизни. Осень влечет его к себе, возможно, поэт сам точно не понимает, чем эта «унылая пора» манит его, пробуждая в душе волнующие чувства:
Как это объяснить?
Мне нравится она…
Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой. Она-символ увядания природы, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни.
Описания зимней природы всегда занимали достаточно большое место в пейзажной лирике Пушкина. Зима у поэта всегда разная и неповторимая. Например, стихотворение «Зимнее утро».Поэт великолепно описывает красоту русской зимы:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Это стихотворение очень близко к народному творчеству и фольклору.
Но уже в стихотворении «Зимняя дорога» эта пора предстает тоскливой и холодной. Пустынная дорога кажется поэту скучной, бесконечной, а на душе автора тоска, пробужденная песнями ямщика:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То седечная тоска.
Но, все же, мастерство в описании зимы автором расскрывается в стихотворении «Зимний вечер». Казалось бы, здесь описывается обычное для русского человека явление природы — зимняя вьюга. Но Пушкин наделяет ее магическими, таинственными свойствами; он слышит в ней то завывание зверя, то плач ребенка, то просто шорох соломенной крыши под порывами ветра, то стук в окно заблудившегося путника:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Пейзажи Кавказа всегда завораживали и поражали воображение поэта. Кавказ всегда ассоциировался у автора с бескрайней свободой и независимостью. В стихотворении «Кавказ» главный герой уходит от людей. Он стоит на высокой вершине, где лишь гордый орел «парит неподвижно».Герой видит всю ничтожность мира, жизнь лежит у его ног:
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Я думаю, автор сравнивает себя с неукротимым Тереком, с горечью признавая, что в мире людей практически невозможно сохранить свободу:
Вотще! нет ни пищи ему, не отрады:
Теснят его грозно немые громады.
У каждого человека в жизни наступает такой период, когда он переосмысливает все прожитое и начинает по другому смотреть на действительность, начинает задумываться над философскими вопросами. Побывав в последний раз в Михайловском, Пушкин пишет стихотворение «Вновь я посетил…» Это стихотворение наполнено жизненным опытом поэта, в нем автор размышляет о жизни и смерти, связи природы и человека. Это произведение наполнено воспоминаниями поэта, Пушкин рассказывает в нем о том, как через десять лет навестил Михайловское, но он уже не такой, каким был прежде, он изменился:
Уж десять лет ушло с тех пор-и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…
Но в нем все еще живы воспоминания об этом месте:
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Поэт видит три сосны, слышит шум и шорох их вершин:
Увидел их опять. Они всё те же,
Всё тот же их, знакомый уху шорох…
И вот автор видит молодую рощу, которая разрослась около «корней их устарелых», которую он не знает и прежде не видел, но поэт приветствует и принимает ее. Пушкин сравнивает молодую рощу с зелёной семьей, с детьми. Появление новых молодых растений говорит о том, что жизнь продолжается, кто-то умирает, кто-то рождается, что смерть неизбежна, и ее не нужно бояться, страшиться. В конце стихотворения звучит радостное приветствие: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!"Так поэт привестсвует молодую и незнакомую рощу. Автор немного опечален, что он уже не увидит ее в расцвете:
…Не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу из заслонишь
От глаз прохожего.
Но Пушкин уверен, что его внук как-то здесь пройдет, услышит их приветный шум и «обо мне вспомянет».
Идея этого стихотворения заключается в неразрывной связи человека и природы, а также в связи поколений, в необратимости жизни. В этом прекрасном стихотворении отразился смысл прибывания человека в жизни.
Природа всегда занимала большое место в жизни и в лирике