Александр Сергеевич Пушкин
«Образ Татьяны Лариной»
Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях создает целую галерею образов прекрасных русских женщин: Лиза из повести «Барышня-крестьянка» и Маша из романа «Дубровский», Дуня из «Станционного смотрителя» и Марья Гавриловна из «Метели». Но самым любимым творением поэта был роман «Евгений Онегин» и его главная героиня — Татьяна Ларина.
Пушкин создает, казалось бы, обыкновенный тип провинциальной барышни, лишенной эффектной романтической внешности:
Дика, печальна, молчалива.
Как лань лесная боязлива.
На долгие годы образ этой девушки станет эталоном красоты, благодаря таланту
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод.
Нежная и преданная, Татьяна влюбляется в Евгения Онегина сразу и на всю жизнь. В ней нет светского жеманства, напускной скромности, поэтому она первая признается в своей любви. Девушка верит, что он послан ей Богом. Но этой любви не суждено быть счастливой: слишком различны характеры героев, — но как всякая любовь, она несет не только горькие мгновения. Она одухотворяет героиню, помогает ей разобраться в себе и любимом.
Другой! …Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете
То воля неба: я твоя.
В образе Татьяны сочетаются, казалось бы, несоединимые вещи: она любит читать романы, размышляет над прочитанным, она религиозна, верит в гадания, в предания глубокой старины. Конечно, это влияние ее няни-старушки, простой русской женщины, воспитывающей девушку. Татьяна,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она.
Что от небес одарена
Умом и волею живой,
И своенравной головой…
Оказавшись после замужества в высшем свете, Татьяна ничуть не меркнет в окружении блестящих красавиц, она «беспечной прелестью мила». Эта прелесть не внешняя, а богатый внутренний мир нашей героини. В любой обстановке она чувствует себя естественно, так как не является пустым сосудом, требующим наполнения. Татьяна — цельная и богатая натура. В деревне она чувствовала свою органическую связь с природой, никогда не скучала, находя себе занятия в чтении книг, прогулках, тайных мечтах. Став светской дамой, Татьяна осталась верна себе. Видя запоздалую любовь Онегина, героиня лучше его самого понимает причину этой любви:
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что муж в сраженьях изувечен…
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?..
Поражает проницательность этой женщины. Она хорошо усвоила урок, данный ей Онегиным в деревне. Татьяна научилась «властвовать собой». Ее любовь к Евгению Онегину не прошла. Татьяна усилием воли подавила в себе это чувство, но тем губительнее оно для нее. Этот внутренний огонь, по словам Белинского, сжигает героиню тем больше, чем больше она его подавляет. Но в том-то и прелесть этой женщины, что она никогда не даст этому огню вырваться наружу. Татьяна, отдав руку мужу, никогда не изменит ему, а вернее, себе самой. Верность слову — ее принцип, и Татьяна никогда не переменит своих идеалов. Прекрасные и драматические слова, которые героиня произносит в конце романа, станут эталоном поведения русских женщин:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.