Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

«Мой Пушкин»

Сочинение

Пушкин — наше все: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другим миром. Пушкин — пока единственный полный очерк народной личности,… полный и целый, но еще не красками, а только контурами набросанный образ нашей народной сущности… Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после и будет правильного и органически-нашего.

А. Григорьев.

Имя А. С. Пушкина прочно вошло в историю не только мировой литературы, но и мировой культуры. Утверждение о том, что этот поэт — «наше все», стало общим местом и хорошим тоном. Но мало кто задумывается о роли Пушкина в жизни каждого человека, простого обывателя. И играет ли в ней этот поэт вообще какую-либо роль? Я думаю, со всей полнотой и честностью на это может ответить только сам человек, подумав, поразмышляв, погрузившись в свою душу, в свои воспоминания. Сделать это попытаюсь и я…

Оказывается, Пушкин, его имя, произведения и переклички с ним, сопровождают меня с самого рождения. Роды у моей мамы принимал врач, которого звали Александр Сергеевич. Случайность и совпадение? Конечно, тем более что тогда я и не подозревал о существовании этого поэта, да и поэтов вообще.

Когда я немного подрос, мои родители были очень заняты на работе. Часто со мной оставалась папина тетя, пожилая женщина. Она была моей первой няней, первой воспитательницей, первым учителем.

Нина Степановна (так звали эту женщину) считала, что дети лучше всего засыпают, когда им поют. Она перепела мне, по ее же рассказам, все песни ее молодости, песни, слышанные от бабушки и так далее. Но лучше всего я засыпал, когда Нина Степановна перекладывала на незатейливый мотив стихотворения русских классиков: Лермонтова, Некрасова, Тютчева и, конечно А. С. Пушкина.

Именно тогда я впервые услышал отдельные произведения этого поэта: «Бесы», посвящение из поэмы «Руслан и Людмила», «Зимнее утро», «Осень», даже отрывки из «Евгения Онегина».

Можно сказать, что и читать я учился на книжках А. С. Пушкина. «Сказки» этого поэта были прочитаны мною от корки до корки, множество раз, внимательно были рассмотрены и изучены иллюстрации к ним. И до сих пор одними из самых любимых моих произведений этого поэта являются именно сказки.

С. Я. Маршак сказал, что «у каждого возраста свой Пушкин». Это, безусловно, относится к любым произведениям великого художника слова. Но, может быть, в большей степени, к его сказкам. Каждый русский (советский) ребенок знает их почти наизусть. Эти сказки сначала читают ему взрослые, потом он начинает читать их сам, погружаясь в волшебный мир русского фольклора и русского языка. Важно, что именно на произведениях Пушкина ребенок начинает осваивать свой родной язык, начинает понимать всю прелесть, красоту, глубину и многоплановость русской речи.

В детстве мы следим лишь за коллизией сказок, погружаемся в мир героев, волшебства и фантазии. Затем, если перечитываем в юности, находим для себя что-то более глубокое, философское, значимое. Ведь сказки Пушкина — это кладезь не только народной мудрости, но и жизненных наблюдений и философских размышлений самого поэта. Поэтому я могу со всей уверенностью сказать, что сказки А. С. Пушкина — книги жизни. По крайней мере, я их воспринимаю именно так.

Становясь взрослыми, мы не прощаемся с этими произведениями поэта. Мы читаем их уже своим детям, «по-новому воспринимая, но не переставая их любить и дарить эту любовь своим детям».

Известно, что сам Пушкин в детстве очень любил слушать сказки, рассказанные его няней, Ариной Родионовной. Но творческий интерес к ним у поэта проснулся только в зрелом возрасте, в 30-ые годы. Из более ранних опытов известен только отрывок «Сказки о царе Никите и его сорока дочерях» (1822 год). Сказка эта, написанная на нескромный сюжет, была уничтожена самим Пушкиным.

Моими любимыми сказками являются, безусловно, «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» (1831), «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1831), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о рыбаке и рыбке».

В «Сказке о царе Салтане…», как и в других сказках Пушкина, можно найти много подтверждений богатству описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей, созданных на настоящем, исконном, русском языке.

Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда. И всегда хотелось верить, что как бы ни сильны и наглы зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они, в конце концов, сами себя накажут, а правда рано или поздно возьмет свое. Именно это писатель и утверждает в своих сказках:

Ничего не сказал рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

В своих сказках Пушкин провозглашает ценность простых человеческих чувств, главным из которых является любовь. Она способна творить чудеса и воскрешать мертвых:

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг…

В сказках Пушкина мне дороги, прежде всего, гуманные чувства, которыми проникнуто все творчество поэта. Недаром В. Г. Белинский охарактеризовал все творчество Пушкина как «лелеющую душу гуманность».

Одним из любимейших моих произведений у Пушкина является его повесть «Пиковая дама», написанная в 1833 году. Я считаю, что это произведение — вершина размышлений писателя о роли судьбы в жизни человека.

Главный герой повести — Герман — человек с профилем Наполеона и душой Мефистофеля. Этот человек одержим идеей обогащения. Он хочет иметь много денег, чтобы занять прочное положение в петербуржском светском обществе. Свои надежды Герман связывает с тайной трех заветных карт, которой владеет лишь старуха-графиня.

Пушкин показывает, как ради денег человек сознательно убивает в себе все человеческое. Герой идет на обман, предательство, подлость. Чтобы достичь своей цели, он обманывает наивную Мун и настойчиво выведывает у беспомощной старухи ее карточный секрет. Герман идет на отпевание старой графини только из-за собственных страхов и суеверия: он не хочет, чтобы старуха являлась ему ночью. Он боится, что дух умершей старухи, скончавшейся как раз после разговора с ним, будет беспокоить и мучить его.

Но тайна героя оказывается всего лишь иллюзией, а мечта об обогащении оборачивается сумасшествием.

Мне кажется, что Герман — герой нового, «буржуазного» времени. Это время навязывает человеку свой идеал. Чтобы быть успешным, ему необходимо соответствовать, стремиться к этому идеалу. И Герман пытается это делать, пытается всеми силами души, всеми своими возможностями. Но «золотой телец» оказывается сильнее, он уничтожает человеческие души. И Герман сходит с ума.

Разве это произведение не актуально в наше время? Погоня за деньгами и властью становится смыслом жизни для многих моих современников. Герои «Пиковой дамы» предупреждают, советуют быть внимательнее и осмотрительнее. Богатство — это хорошо, но только если в обмен на него не была продана дьяволу человеческая душа.

Интересен тот факт, что «Пиковая дама» считается так называемой петербургской повестью, предваряющей произведения Гоголя и Достоевского на тему зловещего и рокового Петербурга («Петербургские повести» Н. В. Гоголя и многие романы Ф.М. Достоевского).

Относительно недавно я открыл для себя «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. В этот цикл входит четыре произведения: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Они были задуманы в 1826, а завершены в 1830 году, в Болдино. Поскольку все четыре произведения не являются трагедиями в собственном смысле этого слова, исследователи, пользуясь пушкинским определением, называют их иногда «драматическими сценами».

В центр каждой пьесы поставлен характер, определенный по одной господствующей страсти. Барон из «Скупого рыцаря» не просто скряга, он носитель идеи богатства как знака неограниченной власти. Сальери («Моцарт и Сальери»), всю жизнь посвятивший искусству, не в нем, а в славе видит цель и смысл своей жизни. Жажда славы — высшая страсть Сальери.

Дон Гуан («Каменный гость») воплощает в себе стихию чувственных страстей. Герои «Пира во время чумы» испытывают страсть упоения в смертельной схватке с роком.

Пушкин помещает своих героев в исключительные обстоятельства, позволяющие показать бессилие и гибельность всепоглощающих страстей. Страсть приводит героев к преступлению: Сальери злодейски убивает Моцарта, нравственное преступление совершает Дон Гуан, приглашающий убитого им командора присутствовать при своем любовном свидании с доной Анной. Преступление совершает и Барон, ценой «слез, крови и пота» своих многочисленных жертв скопивший свои несметные богатства. Смерть торжествует в первых трех пьесах, а в «Пире во время чумы» она становится неминуемой для каждого.

Интересно, что в «Маленьких трагедиях» Пушкин проводит смелые эксперименты в области драматургии: кардинально уменьшает количество персонажей, доводя их до двух («Моцарт и Сальери»), вместо классических пяти актов дает небольшие сцены, доводя их количество до одной («Пир во время чумы»). Характеры героев Пушкина проявляются, как правило, в кульминационных сценах, концовки всех сценок многозначительны, часто автор использует прием «резкого контрастирования».

«Моцарт и Сальери» — мое любимое произведение в «Маленьких трагедиях». Здесь рассматривается конфликт таланта и бездарности, зависти, гордыни и бескорыстного служения искусству.

Сальери утратил способность легко и радостно воспринимать жизнь, утратил саму любовь к жизни. Творчество, считает Сальери, — удел избранных и право на него надо заслужить. Всякий, кто понимает служение искусству иначе, посягает на святыню. В беспечной веселости гениального Моцарта Сальери видит, прежде всего, глумление над тем, что священно. Моцарт, с точки зрения Сальери, «бог», который «недостоин сам себя».

Душу завистника сжигает и другая страсть — гордыня. Он глубоко чувствует обиду и ощущает себя суровым и справедливым судьей, исполнителем высшей воли: «…я избрал, чтоб его остановить…». Великие творения Моцарта, рассуждает Сальери, в конечном счете, губительны для искусства. Они будят в «чадах праха» лишь «бескрылое желанье»; созданное без усилий, они отрицают необходимость подвижнического труда. Но искусство выше человека, и потому жизнь Моцарта должна быть принесена в жертву: «не то мы все погибли».

Жизнь Моцарта (человека вообще) ставится в зависимость от «пользы», которую он приносит прогрессу искусства:

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство?

Так самая благородная и гуманистическая идея искусства используется для обоснования убийства. Не слышим ли мы и в этом произведении отголоски кровавых событий 20 века, философии людей 21 века?

Все перечисленные произведения Пушкина для меня ценны еще и тем, что они очень актуальны для нашего времени. Они помогают мне разобраться в моих проблемах.

Жизнь постоянно ставит любого человека перед выбором. На чью сторону встать? Что выбрать? Как поступить? Банально, но верно: произведения Пушкина помогают ответить на эти вопросы. Это значит, что великий художник слова, живший в начале 19 века, помогает жить людям два века спустя. Я уверен, что так будет и пять, и десять веков спустя. Потому что ценности, которые заложены в творчестве А. С. Пушкина, верны во все времена.

Это вечные истины, законы, по которым существовало и всегда будет существовать человечество. Именно в этом, на мой взгляд, причина вечной актуальности творчества Пушкина. А также еще один повод назвать произведения этого поэта, да и сам этот феномен под названием А. С. Пушкин «нашим всем», что «остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим».