Иуда Искариот
Леонид Николаевич Андреев
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
9 сочинений
«Психология предательства в рассказе Леонида Андреева «Иуда Искариот»»
Сочинение
Пожалуй, самый актуальный вопрос в наше время — это вопрос людского предательства. Именно поэтому, я думаю, рассказ Л. Н. Андреева «Иуда Искариот», который был написан в начале прошлого века, очень популярен сегодня. Ведь в этом рассказе Андреев очень интересно оценил предательство и необычно исследует цель поступка героя, а также то, что подвигло его к этому.
В основе сюжета рассказа, как и многих других андреевских произведений, лежит евангельская история, хотя, как писал Горький, «в первой редакции рассказа «Иуда» у него оказалось несколько ошибок, которые указывали, что он не позаботился прочитать даже Евангелие». Действительно, используя евангельский сюжет, автор весьма субъективно передал его.
Как же понимать психологию поступка Иуды в рассказе Л. Андреева, что заставило его предать Иисуса, нарушив тем самым, казалось бы, все законы нравственности и морали?
С самого начала и на протяжении всего рассказа для читателя эхом звучат слова «Иуда-предатель», такое имя укоренилось в сознании людей изначально, и Андреев принимает и использует егои но лишь как прозвище, данное людьми. Для писателя Иуда лишь символический предатель.
У Андреева Иуда в самом начале рассказа представлен как персонаж, который совсем не вызывает симпатии: неприятна уже его внешность «безобразная бугроватая голова», странное выражение лица, как бы разделенного пополам, странный переменчивый голос «то мужественный и сильный; то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха». Отталкивают его слова, «как гнилые и шероховатые занозы».
С самого начала повествования читатель видит, как порочна природа Иуды, преувеличено его безобразие, асимметричны его черты. А в дальнейшем поступки Иуды будут удивлять нас своей несуразностью: в разговорах с учениками он то молчалив, то чрезвычайно добр и радушен, что даже пугает многих его собеседников. С Иисусом Иуда подолгу не разговаривал, но Иисус любил Иуду, как и других своих учеников, часто искал глазами Иуду и интересовался им, хотя Иуда, казалось бы, недостоин этого. Рядом с Иисусом он выглядел низким, глупым и неискренним. Иуда постоянно лгал, так что нельзя было знать, лжет ли он в очередной раз или говорит правду, которая так редко звучит из его уст. Поэтому вполне можно объяснить натурой Иуды его великий грех — предательство Учителя своего. Ведь возможно, что его зависть к чистоте, непорочности Иисуса, его доброте и любви к людям, на которые Иуда не способен, привели к тому, что он решил погубить своего Учителя.
Но это лишь первое впечатление от рассказа Л. Андреева. Почему автор в начале рассказа и потом много раз сравнивает Иисуса и Иуду? «Он (Иуда) был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус», т. е. писатель ставит в один ряд два таких; казалось бы, противоположных образа, он сближает их. Между Иисусом и Иудой, как кажется, существует какая-то связь, основанная на подсознании, они постоянно соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда тоже любит Иисуса! Он любит его безмерно, он благоговеет перед ним. Он внимательно вслушивается в каждую его фразу, чувствуя в Иисусе какую-то мистическую власть, особенную заставляющую каждого слушающего его преклоняться перед Учителем. Когда же Иуда обвинил людей в порочности, лживости и ненависти друг к другу, Иисус стал отдаляться от него. Иуда чувствовал это, воспринимая все очень болезненно, что тоже подтверждает неограниченную любовь Иуды к своему Учителю. Поэтому не удивляет стремление Иуды приблизиться к нему, быть постоянно рядом с ним. Возникает мысль, не явилось ли предательство Иуды способом приблизиться к Иисусу, но совершенно особым, парадоксальным путем. Учитель погибнет, уйдет из этого мира Иуда, и там, в другой жизни, они будут рядом: не будет Иоанна и Петра, не будет других учеников Иисуса, будет лишь Иуда, который, он уверен, больше всех любит своего Учителя.
При чтении рассказа Л. Андреева нередко возникает мысль, что миссия Иуды предопределена. Ни один из учеников Иисуса не смог бы вынести такое, не смог бы принять на себя такую участь.
Действительно, у Андреева образы других учеников лишь символы. Так, Петр ассоциируется с камнем: где бы он ни был, что бы он ни делал, везде используется символика камня, даже с Иудой он состязается в кидании камней. Иоанн — любимый ученик Иисуса — это нежность, хрупкость, чистота, духовная красота. Фома прямодушен, тугодум, действительно Фома неверующий. Даже глаза Фомы пусты, прозрачны, в них не задерживается мысль. Так же символичны образы других учеников: никто из них не смог бы предать Иисуса. Иуда — вот тот избранник, которому выпала эта участь, и только он способен на сотворчество в подвиге Иисуса — он тоже приносит себя в жертву.
Заранее зная о том, что он предаст Иисуса, совершит такой тяжкий грех, он борется с этим: лучшая, пусть даже и небольшая часть его души борется с предначертанной ему миссией. Но душа не выдерживает: победить то, что предопределено, невозможно. Итак, Иуда знал, что будет совершено предательство, будет смерть Иисуса и что он убьет себя после этого, он даже наметил место для смерти. Он спрятал деньги, чтобы потом бросить их первосвященникам и фарисеям, то есть вовсе не в алчности была причина предательства Иуды.
Совершив злодеяние, Иуда обвиняет в этом... учеников. Его поражает то, что, когда Учитель умер, они могли есть и спать, могли продолжать прежнюю жизнь без Него. Иуде же кажется, что жизнь бессмысленна после смерти Иисуса. Получается, что Иуда не настолько бессердечен, как читатель думал сначала. Любовь к Иисусу открывает многие скрытые положительные его черты, непорочные, чистые стороны его души, которые, однако, обнаруживаются лишь после смерти Иисуса, равно как со смертью Иисуса открывается предательство Иуды.
То, что в душе одного героя соединились предательство и лучшие душевные качества, можно объяснить только тем, что все это было предопределено свыше: Иуде не дано изменить свою судьбу, но он и не может не любить Учителя. И вся психология предательства заключается тогда в борьбе личности с предопределением в борьбе Иуды с предначертанной ему миссией.
Другие сочинения по этому произведению
Особенности повести Л. Андреева «Иуда Искариот» Своеобразие трактовки образа Иуды в повести Л. Андреева «Иуда Искариот» Анализ повести "Иуда Искариот" Андреева Л.Н. Исследование причин предательства в рассказе «Иуда Искариот» Обсуждение рассказа Леонида Андреева «Иуда Искариот» Предательство актуальный ли вопрос в наше время (по рассказу «Иуда Искариот») Евангельские образы и сюжеты в рассказе «Иуда Искариот» Сюжет произведения Леонида Андреева «Иуда Искариот»