Александр Сергеевич Пушкин
«История в творчестве А. С. Пушкина »
Одним из основных исторических произведений Пушкина является повесть «Капитанская дочка». Здесь он нарисовал картину крестьянского бунта под предводительством Емельяна Пугачева.
Историзм данного произведения заключается в том, что в его основу был положен подлинный исторический факт. Художественные средства, используемые автором в произведении, воссоздавали реальную атмосферу того времени, изображали характеры, типичные для того периода развития русского общества.
Хотя главными героями являются вымышленные лица (семья Гриневых, Мироновых, Швабрин), их судьбы прочно связаны силой обстоятельств с большими историческими событиями, с реальными историческими деятелями. Ход истории не только влияет на судьбы персонажей, но и полностью определяет их. Таким образом, исторические события становятся основной сюжетной линией, подчиняющей себе частные судьбы, выдвигая на первый план исторические лица.
Повесть представляет собой мемуары, «семейные записки», повествование в которых ведется от лица свидетеля и участника событий, правдиво рассказывающего о своей жизни. Благодаря этому Пушкину удается убедить читателя в подлинности рассказываемого.
Историзм повести заключается в том, что в произведении звучит тема, актуальная как для того времени, то есть эпохи Екатерины II, так и для пушкинского, — тема взаимоотношений между крестьянами и дворянами. Пушкин не просто положил в основу повести подлинный исторический факт, но он еще раскрыл и его причины, описал, как восстание под предводительством Пугачева воспринимали разные социальные слои населения.
Если считать реализм одной из составляющих черт пушкинского реализма, то необходимо сказать о героях повести. В своем произведении Пушкин показал типичных представителей своего времени. То, что повествование ведется от лица одного из героев произведения, помогает читателю взглянуть на описываемые события с точки зрения участника событий, человека той эпохи.
В повести главным предметом изображения является восстание под предводительством Пугачева, которое в данном произведении впервые нашло столь реалистическое отображение. Объективное изображение событий было достигнуто Пушкиным за счет широкого использования множества художественных средств, позволявших воспроизвести атмосферу, дух того времени и представить вживе подлинное историческое лицо -Емельяна Пугачева. Новаторство Пушкина состояло в том, что он сумел взглянуть на события тех лет глазами современников Пугачева, проникнуться их чувствами, описать в мельчайших подробностях черты эпохи, вывести наиболее типичных ее представителей.
«Капитанская дочка» — это историческое, реалистическое произведение, в котором историзм возведен автором в принцип художественного изображения действительности и стал неотъемлемой частью его художественного метода.
Другим историческим произведением Пушкина является поэма «Медный всадник», в которой предстает образ Петра I и его творения — Петербурга. До этого образ Петра появился в стихотворении «Стансы» (1826), в нем поэт воссоздает облик великого самодержца, преобразователя, «вечного работника на троне»:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Продолжение темы Петра I — историческая поэма «Полтава», в которой перед читателями предстала величественная фигура полководца, царя-патриота. Петр вершил свои дела во имя страны, во благо Отечества.
Дальнейшее развитие образ Петра I получил в поэме «Медный всадник», поэме исторической, социальной и философской. В этом произведении отношение автора к Петру I неоднозначно. В поэме изображены два лика царя. Если во вступлении Петр I — человек и государственный деятель, то в основной части он предстает как памятник самодержавию, памятник первому русскому императору. Поэма начинается с описания замыслов Петра:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн…
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
В поэме Петр выступает и как покоритель самой природы, ее стихии, как воплощение культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которые до него царили «на берегу пустынных волн».
Замысел Петра осуществляется на протяжении ста лет. Император построил прекрасный город, «красу и диво полнощных стран», новую красавицу столицу, перед которой померкла старая Москва. Петербург воспринимается как памятник Петру I и силе его разума.
Итак, Петр I предстает в поэме в двух ликах. С одной стороны, он воплощает собой созидающее начало:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
С другой стороны — как воплощение иррационального, фантастического, нереального. Иррациональное начало в образе Петра I связано с его статуей:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
Что же касается Петербурга, то если в начале поэмы это «юный град Петра», то в дальнейшем он становится уже «омраченным Петроградом», а уж затем и Петрополем, который «всплывает, как тритон, по пояс в воду погружен».
Итак, Пушкин в поэме «Медный всадник» показал нам неоднозначный образ Петра I и его творения — Петербурга.
История присутствует и в лирике великого поэта. Так, первая четверть XIX века — это время появления свежих политических идей, период зарождения, и развертывания декабристского движения, это время подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года. Декабристы боролись за утверждение новых, прогрессивных идей в обществе, выступали за отмену крепостного права и использовали для этого различные средства пропаганды. Одним из них была литературная пропаганда, в частности вольнолюбивая лирика А. Пушкина, которая является бесценным источником историзма, источником познания прошлого нашей страны.