Александр Сергеевич Пушкин
«Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина »
Тема вольности является одной из главных тем в лирике
Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.
Стихотворения «Вольность», «Сказки», «К Чаадаеву», «Деревня» написаны в петербургский период. К этому времени Пушкин уже достиг значительных высот поэтического мастерства, освоил классицизм, романтизм как литературные методы.
Стихотворение «Вольность», созданное в 1817 году (в послелицейские годы), написано в жанре оды, характерном для поэзии классицизма. Но Пушкин является своего рода новатором, так как впервые в оде воспевает не царей и полководцев, а волю, свободу. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
В стихотворении используется прием олицетворения («Свобода», «Вольность», «Закон» воспринимаются как что-то живое).
Главная мысль этого стихотворения — закон должен быть превыше всего, власть должна «сочетаться» с ним.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон…
Но также Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. Поэт заявляет:
И горе, горе племенам,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!..
То есть опасность не только неограниченное самодержавие, но и неограниченная демократия. В этом Пушкин опередил своих современников (будущих декабристов), которые выступали лишь за ограничение власти монарха-самодержца. В этом стихотворении юный Пушкин упоминает тех людей, которые были для него идеалами, например французского поэта А. Шенье («возвышенный Галл»). Также в стихотворении находит отражение работа Руссо «Общественный договор» (о роли закона в обществе). В этот период воззрения Пушкина были близки ко взглядам будущих декабристов, он во многом разделяет их убеждения, и в стихотворении «Вольность» он открыто призывает угнетенных, бесправных людей драться за свою свободу: «Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы!» Но очевидно, что в это время у Пушкина не сложилась еще своя собственная точка зрения, потому что он еще очень молод и в какой-то степени находится под влиянием чужих взглядов. Поэтому даже в одном и том же стихотворении можно найти много противоречий.
Только что Пушкин призывал к борьбе против угнетателей, но в следующих строках уже осуждает убийство Людовика, так как убийство даже злодея преступно:
Молчит Закон — народ молчит,
Падет преступная секира…
Молчание — знак осуждения, и в этих строчках Пушкин использует прием повтора для усиления мотива вины тех, кто это совершил.
В стихотворении Пушкина есть такие строки:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу…
Конечно, в какой-то степени это написано заносчиво, необдуманно, «по юности», и такое в творчестве Пушкина встречается первый и последний раз.
Это стихотворение звучит очень смело для того времени. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает всех властителей, но и касается личности самого Александра I, что в какой-то степени и привело к ссылке поэта.
В конце стихотворения Пушкин выдвигает свою точку зрения, предлагает выход:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой…
Чтобы народы были свободны, должен господствовать закон.
Хотя в стихотворении «Вольность» еще много противоречий, «чужих» суждений, но оно, несомненно, является для этого периода пушкинского творчества одним из главных произведений, раскрывающих тему свободы.
Стихотворение «К Чаадаеву» (1818 г.) написано в жанре послания. Стремление к вольности в этом стихотворении воссоздается поэтом как чувство очень личное. В конце этого стихотворения Пушкин выражает свое кредо, там опять присутствует мотив призыва к разрушению самодержавия:
…Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Стихотворение «Деревня» написано в 1819 году и продолжает традицию жанра идиллии.
Стихотворение состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой, вдохновение. И эта часть полностью соответствует традиционным представлениям об идиллии. Но во вторую часть Пушкин вносит новое содержание. Части соотнесены по принципу контраста, и вторая часть начинается со слова «но» (Пушкин таким образом подчеркивает их противопоставленность). В этой части Пушкин разоблачает невежественное, жестокое крепостничество («барство дикое», «рабство тощее»).
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея…
В стихотворении также присутствует декабристская терминология («друг человечества», «просвещенная Свобода»
В стихотворении «Деревня» есть призыв к царю отменить крепостное право, изменить положение народа не «снизу», а «сверху».
Увяжу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
Все эти стихотворения объединяет то, что в них поэт обращается к теме политической свободы, которая на этом этапе становится главной в свободолюбивой лирике Пушкина.
Стихотворение «Узник» (1822 г.) — одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Оно построено как исповедь лирического героя, что является одним из признаков романтического произведения, как и неопределенность времени и места действия.
В «Узнике» символом свободы становится орел, который вскормлен в неволе и стремится к свободе. В последнем четверостишье Пушкин использует прием усиления для создания образа свободы, также используется триада — три стихии: гора, безграничные морские просторы и ветер — символы свободы, воли.
В стихотворениях Пушкина звучат не только призывы к борьбе, но и пессимистические ноты. Одним из таких произведений является стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» (1823 г.). В нем поэт сравнивает себя с человеком, который оказался один в пустыне и которого никто не слышит. Пушкин воспринимает народ как безответное стадо:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
В стихотворении «Пророк» (1826 г.) слова «свобода», «воля» не используются, но важен подтекст: чтобы призывать к свободе, нужно вынести непомерные страдания и муки.
Стихотворения 1827 года «Во глубине сибирских руд…» и «Арион» можно объединить, так как они подчинены одной задаче. Эти произведения написаны в поддержку декабристов, в них Пушкин говорит, что он остался верен своим друзьям и их идеалам:
Я гимны прежние пою…
В стихотворении
«Во глубине сибирских руд…»
Пушкин пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение и в конечную победу их дела:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут…
Стихотворение «Арион» написано в аллегорическом ключе, в нем с помощью мифологических образов зашифровано очень актуальное политическое содержание.
Пушкин остается верен декабристам, продолжает воспевать свободу.
Стихотворения «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834 г.) и «(Из Пиндемонти)» (1836 г.) выявляют более зрелые взгляды поэта, его новое отношение к проблеме свободы.
В период «подведения итогов» в творчестве Пушкина идеал свободы политической сменяется идеалом «внутренней свободы».
В стихотворении «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» «Воля» воспринимается Пушкиным уже не как декабристская «вольность»: поэт стремится к высшей свободе — свободе духовной. Он открыл, нашел для себя эту высшую свободу, как найдет ее для себя потом Пьер Безухов, герой «Войны и мира» Л. Н. Толстого…
В стихотворении «(Из Пиндемонти)» (оно является своеобразной мистификацией, так как Пушкин из цензурных соображений назвал свое собственное произведение переводом из итальянского поэта) духовная свобода противопоставляется «вольности», которую Пушкин воспевал раньше:
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода…
В этом стихотворении поэт выдвигает своего рода жизненную программу. Он понимает, что смысл жизни заключается не в борьбе с властью или преклонении перед нею, а в духовной независимости, в наслаждении «божественной» красотой природы и «созданьями искусств и вдохновенья», а также — и, может быть, в первую очередь — в творчестве.
Тема свободы возникает и в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836 г.).
Это своего рода подведение итогов всей творческой жизни Пушкина, его поэтическое завещание, в котором политическая вольность и духовная свобода сливаются в единое гармоничное целое:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал…