Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

«Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина»

Сочинение

Тема вольности является одной из главных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает значение его в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: «Вольность», «Сказки», «Деревня», «К Чаадаеву», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «(Из Пиндемонти)», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.

Стихотворения «Вольность», «Сказки», «К Чаадаеву», «Деревня» написаны в петербургский период. К этому времени Пушкин уже достиг значительных высот поэтического мастерства, освоил классицизм, романтизм как литературные методы.

Стихотворение «Вольность», созданное в 1817 году (в послелицейские годы), написано в жанре оды, характерном для поэзии классицизма. Но Пушкин является своего рода новатором, так как впервые в оде воспевает не царей и полководцев, а волю, свободу. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок…

В стихотворении используется прием олицетворения («Свобода», «Вольность», «Закон» воспринимаются как что-то живое).

Главная мысль этого стихотворения — закон должен быть превыше всего, власть должна «сочетаться» с ним.

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон — а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон…

Но также Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. Поэт заявляет:



И горе, горе племенам,

Где иль народу, иль царям

Законом властвовать возможно!..



То есть опасность не только неограниченное самодержавие, но и неограниченная демократия. В этом Пушкин опередил своих современников (будущих декабристов), которые выступали лишь за ограничение власти монарха-самодержца. В этом стихотворении юный Пушкин упоминает тех людей, которые были для него идеалами, например французского поэта А. Шенье («возвышенный Галл»). Также в стихотворении находит отражение работа Руссо «Общественный договор» (о роли закона в обществе). В этот период воззрения Пушкина были близки ко взглядам будущих декабристов, он во многом разделяет их убеждения, и в стихотворении «Вольность» он открыто призывает угнетенных, бесправных людей драться за свою свободу: «Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы!» Но очевидно, что в это время у Пушкина не сложилась еще своя собственная точка зрения, потому что он еще очень молод и в какой-то степени находится под влиянием чужих взглядов. Поэтому даже в одном и том же стихотворении можно найти много противоречий.

Только что Пушкин призывал к борьбе против угнетателей, но в следующих строках уже осуждает убийство Людовика, так как убийство даже злодея преступно:

Молчит Закон — народ молчит,

Падет преступная секира…

Молчание — знак осуждения, и в этих строчках Пушкин использует прием повтора для усиления мотива вины тех, кто это совершил.

В стихотворении Пушкина есть такие строки:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу…

Конечно, в какой-то степени это написано заносчиво, необдуманно, «по юности», и такое в творчестве Пушкина встречается первый и последний раз.

Это стихотворение звучит очень смело для того времени. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает всех властителей, но и касается личности самого Александра I, что в какой-то степени и привело к ссылке поэта.

В конце стихотворения Пушкин выдвигает свою точку зрения, предлагает выход:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой…

Чтобы народы были свободны, должен господствовать закон.

Хотя в стихотворении «Вольность» еще много противоречий, «чужих» суждений, но оно, несомненно, является для этого периода пушкинского творчества одним из главных произведений, раскрывающих тему свободы.

Стихотворение «К Чаадаеву» (1818 г.) написано в жанре послания. Стремление к вольности в этом стихотворении воссоздается поэтом как чувство очень личное. В конце этого стихотворения Пушкин выражает свое кредо, там опять присутствует мотив призыва к разрушению самодержавия:

…Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Стихотворение «Деревня» написано в 1819 году и продолжает традицию жанра идиллии.

Стихотворение состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой, вдохновение. И эта часть полностью соответствует традиционным представлениям об идиллии. Но во вторую часть Пушкин вносит новое содержание. Части соотнесены по принципу контраста, и вторая часть начинается со слова «но» (Пушкин таким образом подчеркивает их противопоставленность). В этой части Пушкин разоблачает невежественное, жестокое крепостничество («барство дикое», «рабство тощее»).

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея…

В стихотворении также присутствует декабристская терминология («друг человечества», «просвещенная Свобода» и т. д.).

В стихотворении «Деревня» есть призыв к царю отменить крепостное право, изменить положение народа не «снизу», а «сверху».

Увяжу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Все эти стихотворения объединяет то, что в них поэт обращается к теме политической свободы, которая на этом этапе становится главной в свободолюбивой лирике Пушкина.

Стихотворение «Узник» (1822 г.) — одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Оно построено как исповедь лирического героя, что является одним из признаков романтического произведения, как и неопределенность времени и места действия.

В «Узнике» символом свободы становится орел, который вскормлен в неволе и стремится к свободе. В последнем четверостишье Пушкин использует прием усиления для создания образа свободы, также используется триада — три стихии: гора, безграничные морские просторы и ветер — символы свободы, воли.

В стихотворениях Пушкина звучат не только призывы к борьбе, но и пессимистические ноты. Одним из таких произведений является стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» (1823 г.). В нем поэт сравнивает себя с человеком, который оказался один в пустыне и которого никто не слышит. Пушкин воспринимает народ как безответное стадо:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

В стихотворении «Пророк» (1826 г.) слова «свобода», «воля» не используются, но важен подтекст: чтобы призывать к свободе, нужно вынести непомерные страдания и муки.

Стихотворения 1827 года «Во глубине сибирских руд…» и «Арион» можно объединить, так как они подчинены одной задаче. Эти произведения написаны в поддержку декабристов, в них Пушкин говорит, что он остался верен своим друзьям и их идеалам:

Я гимны прежние пою…

В стихотворении

«Во глубине сибирских руд…»

Пушкин пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение и в конечную победу их дела:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут…

Стихотворение «Арион» написано в аллегорическом ключе, в нем с помощью мифологических образов зашифровано очень актуальное политическое содержание.

Пушкин остается верен декабристам, продолжает воспевать свободу.

Стихотворения «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834 г.) и «(Из Пиндемонти)» (1836 г.) выявляют более зрелые взгляды поэта, его новое отношение к проблеме свободы.

В период «подведения итогов» в творчестве Пушкина идеал свободы политической сменяется идеалом «внутренней свободы».

В стихотворении «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» «Воля» воспринимается Пушкиным уже не как декабристская «вольность»: поэт стремится к высшей свободе — свободе духовной. Он открыл, нашел для себя эту высшую свободу, как найдет ее для себя потом Пьер Безухов, герой «Войны и мира» Л. Н. Толстого…

В стихотворении «(Из Пиндемонти)» (оно является своеобразной мистификацией, так как Пушкин из цензурных соображений назвал свое собственное произведение переводом из итальянского поэта) духовная свобода противопоставляется «вольности», которую Пушкин воспевал раньше:

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода…

В этом стихотворении поэт выдвигает своего рода жизненную программу. Он понимает, что смысл жизни заключается не в борьбе с властью или преклонении перед нею, а в духовной независимости, в наслаждении «божественной» красотой природы и «созданьями искусств и вдохновенья», а также — и, может быть, в первую очередь — в творчестве.

Тема свободы возникает и в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836 г.).

Это своего рода подведение итогов всей творческой жизни Пушкина, его поэтическое завещание, в котором политическая вольность и духовная свобода сливаются в единое гармоничное целое:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал…