Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

«Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»»

Сочинение

Любовная лирика всегда является самой эмоциональной, нежной, возвышенной, самой красивой. А. С. Пушкин, как никто другой, в своем стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» смог передать тот восторг, те искренние, яркие чувства, запоминающиеся на всю жизнь впечатления, когда внезапно, впервые видишь «милые черты», которые переворачивают душу и окрыляют сердце.

Стихотворение создано поэтом в 1825 году. Оно посвящено Анне Петровне Керн, которую Пушкин впервые встретил в Петербурге в 1819 году, а затем, спустя несколько лет, — в Тригорском (близ Михайловского). Вторая встреча стала событием в жизни Пушкина. Поэт влюбился в Керн и был любим ею. Вдохновленный любовью, он пишет «Я помню чудное мгновенье…».

В стихотворении довольно точно воспроизведена история пушкинской любви. Здесь есть указание и на Михайловскую ссылку («В глуши, во мраке заточения, Тянулись тихо дни мои»), и на встречу с Керн — и первую, и встречи в Тригорском («И вот опять явилась ты…»). История этой любви, силою пушкинского высокого поэтического дара, приобретает для нас не только частное, конкретное, но и общее значение. Нам кажется, что поэт и от нашего имени, от имени всякого любящего человека обращается к любимой.

Героиня стихотворения поднимается Пушкиным до поэтического идеала. Образно это выражается словами, взятыми из стихотворения Жуковского, — «гений чистой красоты». Слова эти дважды повторяются — в начале и в конце, они становятся сквозным мотивом стихотворения, придавая ему цельность.

Поэт рисует в стихотворении идеальный, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми, небесными чертами. Но это не просто любовное послание, в котором автор выражает восхищение хорошенькой женщиной. Это своего рода поэтическая биография: «душе настало пробужденье» после духовного кризиса и явилась любовь — неизменный спутник поэзии. Безжизненность, одиночество ссылки, «мрак заточенья» уничтожили любовь, но она снова пришла и принесла с собой еще более сильные чувства, чем прежние. Взамен «томленья грусти безнадежной» к поэту приходит «упоенье» силой любви, полнотой жизни.

Так хрупкая красота способна победить «бурь порыв мятежный», а лишь одно «чудное мгновенье» сильнее долгих лет заточения. Это есть настоящее чудо любви, благодаря которому воскресли «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Для Пушкина любить — значит жить и творить, любовь — великий источник вдохновения.

Для того чтобы более точно, образно рассказать о душевном состоянии героя, поэт использует эпитеты: «чудное мгновенье», «грусть безнадежная», «небесные черты». Образное определение «гений чистой красоты» использован дважды, чтобы подчеркнуть внешний и внутренний облик прекрасной девушки. Для передачи смены настроения использованы следующие глаголы: «помню», «звучал», «снились», «рассеял», «забыл», «тянулись», «настало пробужденье», «бьется», «воскресли».

Композицию стихотворения можно условно разделить на три части, которые различаются и содержанием, и настроением героя. В первой части говорится о том, как в сердце поэта живут впечатления о встрече с милым созданием, как звучит в нем ее голос, как снятся ее черты. Во второй части он переживает дни «во мраке заточенья», где и душа его находится в плену, он живет «без божества, без вдохновенья». В третьей части автор снова счастлив, его душа снова проснулась, она вновь любит и поет.

Композиция является кольцевой. Стихотворение начинается с упоминания «чудного мгновенья», когда перед поэтом возникает «мимолетное виденье». Заканчивается новой встречей с девушкой, которая вновь подарила поэту столь же неожиданные и яркие впечатления.

Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое чувство, бесконечно нежное и самоотверженное, облагораживающее и очищающее человека. Даже когда ей нет отклика, любовь — это дар жизни. Это чувство очень много значило для поэта, ведь для него любить — значило жить и, главное, творить.