Маленькие трагедии
Александр Сергеевич Пушкин
«Почему погибает Дон Гуан?»
Весь мир Маленьких Трагедий Пушкина построен на неких этических, моральных и социальных правилах, нормах, которые герои нарушают. Дон Гуан не исключение, наоборот, самое яркое подтверждение этому.
Дон Гуан в «Каменном госте» нарушает сразу несколько запретов. Первый по хронологии нарушенный запрет — убийство командора. Нарушено общечеловеческое правило, заповедь. Второе нарушение — появление в Мадриде. Это уже нарушение запрета короля, высшей власти после Бога для средневекового европейца (хотя, по сути Дон Гуан — собирательный образ и жителя средневековья, и романтического героя, и классического антагониста классицизма). Третье нарушенное правило — любовь к Донне Анне. Это снова нарушение божественного правила, заповеди. И последнее нарушение, более второстепенное — убийство брата командора, нарушение как и перед Богом, так и перед королем. Ну и куда же без похождений героя — это, пожалуй самая большая его провинность. Как мы можем заметить, Дон Гуан повинен перед одними и теми же «лицами» — Богом и королем.
Дон Гуан умирает не только из-за всех нарушенных им правил, в особенности перед богом (средневековое проявление Дона Гуана, нарушения духовные). Как я уже написал, Дон Гуан — собирательный образ, и в том числе, романтический герой. Раз герой романтический, он должен умереть, таково правило. И по системе классицизма, которая тоже относится к Дону Гуану, он должен умереть, как главный отрицательный герой, классицизм всегда показывал, что зло наказуемо, что все в этой жизни имеет последствия.
Герой умирает и из-за рока, горькой судьбы, которую так любили русские авторы XIX века. По иронии, опять же судьбы, Дон Гуан погибает найдя свою любовь, когда он начал исправляться. Но ему все предначертано еще давно. В роке и заключается весь собирательный образ Дона Гуана. Статуя командора в данном случае — своеобразная смерть с косой, каратель от судьбы, Бога, да и просто мстительный Командор, восставший из мертвых в виде статуи себя же, правда сильно измененного.
Дон Гуан вобрал в себя все: средневековое сознание, романтизм и классицизм. Пушкин умело, как я уже сказал, объединил все это в образе рока, судьбы. Но преобладающее значение смерти Дона Гуана, как мне кажется — наставление, предостережение от таких же поступков и действий, ведь на этом и построены все маленькие трагедии.