Борис Леонидович Пастернак
«Стихотворение Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» (восприятие, истолкование, оценка)»
Рожденный на изломе судеб, Борис Пастернак сумел стать одним из символом своего века. Стихи занимают отдельное место в его творчестве. Из-под его пера вышло множество поэтических сборников. Последний, так и не напечатанный при жизни Пастернака сборник под названием «Когда разгуляется» вобрал в себя избранные работы автора. В книге отчетливо слышна тема обновления, надежды, что стало отражением происходящих в стране перемен. И своеобразным поэтическим манифестом стало стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», по замыслу самого писателя открывавшее книгу.
Любопытно отметить, что стихотворение не имеет названия. Но можно сказать, что его функции берет на себя первое предложение, становясь тем самым смысловым центром произведения и неся на себе наибольшую идейную нагрузку:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Из данного четверостишия следует стремление лирического героя, который условно может быть приравнен к самому Пастернаку. Стремление к жизни, к познанию ее тайн и загадок, жажда деятельности и чувства. Само стихотворение по сути очень динамично, оно призывает, влечет, в нем есть движение и порыв. Но как ни странно, автор крайне редко употребляет глаголы, динамические части речи. Он выражает свои стремления и порывы души в столь статичных на первый взгляд частях речи как существительные:
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Какое движение, какой динамизм чувствуется в этих строках! Не может не восхитить мастерство поэта, сумевшего при помощи простейшего приема однородных членов предложения придать повествованию такую динамику, напряжение и силу чувства!
В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу — проникнуть в тайную суть жизни, вывести ее законы, разгадать ее секреты… Он пытается схватить «нить судеб, событий». Но задача осложняется тем, что он стремится не просто понять, но и выразить словами общий закон бытия:
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
Отбрасывая пустые слова, он ищет главные, основные. Не в этом ли заключается задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности?.. Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь, потому что только когда человек чувствует, он живет на самом деле:
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Это и есть рецепт проникновения в тайну жизни, ее высокий и единственный смысл!
Философия простоты Пастернака находит свое отражение и в композиции, и стихотворном размере произведения. Следует отметить, что четырехстопный ямб в нем чередуется с двустопным, придавая, таким образом, особую ритмичность, движение. Невольно возникает ассоциация со стуком колес поезда, несущегося вперед… Это ощущение усиливается перекрестной рифмой. Особенно красноречив стилистический прием анафоры: «до сущности», «до их причины» и так далее. С каждой строчкой нарастает напряжение, авторское ударение, расстановка акцентов.
Интересна роль природы в творчестве Пастернака в целом и в этом стихотворении в частности. Она чудесным образом оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего нас мира, а как воплощенная поэзия:
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где кончается один и начинается другой, и липы выстраиваются у поэта в стройные ряды, подобно словам в строчке…
Как и в поэзии, природа существует у Пастернака и в музыке:
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Упоминание Шопена неслучайно, так как сам Пастернак очень серьезно и профессионально занимался музыкой. Музыкальный рисунок стихотворения продолжает аллитерация — частое повторение согласных «б», «г», «л», «т» придают строкам особый напор.
Закономерно возникает вопрос, разгадал ли лирический герой загадку жизни, вывел ли он ее тайную формулу? Ответом служит употребление глаголов стихотворения в сослагательном наклонении. Нет, герой еще не познал тайны бытия, так как единственный способ сделать это — продолжать «жить, думать, чувствовать, любить»… И может в этом и есть разгадка секрета жизни!