Золотая осень
Борис Леонидович Пастернак
«Сравнительный анализ стихотворений «Три осени» Ахматовой и «Золотая осень» Пастернака»
Русская осень — совершенно особенная, волшебная пора, вдохновляющая поэтов на создание лирических шедевров. Это время творческого подъема, полета мысли и души — во многом благодаря красоте русской природы, уникальной и неповторимой. Однако бесспорно, что каждый художник находит в осени что-то свое, личное и глубоко индивидуальное.
Например, стихотворения Ахматовой «Три осени» и Пастернака «Осень золотая» также посвящены этой поре. В обоих произведениях рассказывается «об осени первоначальной» — «золотой» осенней поре. Однако у Ахматовой это описание занимает лишь часть произведения — для нее это одна из «трех осеней». Пастернак же посвящает этой поре все стихотворение.
Итак, как видят поэты «золотую осень»? Ахматова посвящает ей две строфы:
И первая — праздничный беспорядок
Вчерашнему лету назло,
И листья летят, словно клочья тетрадок,
И запах дымка так ладанно-сладок,
Все влажно, пестро и светло.
И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.
И у Пастернака мы наблюдаем похожие образы. Так, у обоих поэтов встречается образ березы как символа России («Лик березы — под фатой Подвенечной и прозрачной»); описание листопада («Так бушует, что ни шаг, Под ногами лист древесный»); акцент на буйстве природных красок («Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой»).
Таким образом, стихотворение Пастернака более подробно и детально раскрывает прелесть русской ранней осени. Ахматова же описывает осень «целиком» — она выделяет в этой поре три эпохи, плавно переходящие друг в друга и закачивающиеся временной смертью, успокоением природы: «Всем стало понятно: кончается драма, И это не третья осень, а смерть».
Схожий финал и у стихотворения Пастернака. Этот поэт приравнивает к смерти стужу:
…Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
В образной системе стихотворения «Три осени» преобладают метафоры («летние невнятны улыбки»; «праздничный беспорядок Вчерашнему лету назло»; «первыми в танец вступают березы»; «разграблен летний уют»; «и в волнах холодных его фимиама Сокрыта высокая твердь»
Та же картина в стихотворении Пастернака — здесь все построено на метафорах и сравнениях («Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой»; «закат на их коре Оставляет след янтарный»; «И зари вишневый клей»; «Где сокровищ каталог Перелистывает стужа» — «Липы обруч золотой — Как венец на новобрачной»; «В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах»).
В плане синтаксиса у Ахматовой наблюдается обилие неполных предложений, передающих быстроту смены состояний природы: «Секунда, минута — и вот Приходит вторая, бесстрастна, как совесть…». В стихотворении Пастернака есть повторы, акцентирующие внимание на определенных описаниях, помогающие создать единый образ (повторы с союзным словом где).
Оба стихотворения созданы при помощи перекрестной рифмовки, с чередованием мужских и женских рифм. Стихотворение Пастернака делится на катрены, у Ахматовой мы наблюдаем «вкрапление» в катрены двух строф с пятью строками.
Таким образом, стихотворение Ахматовой «Три осени» и пастернака «Осень золотая» посвящены излюбленной поэтической теме — русской осени. Пастернак любуется и восхищается золотой осенью. Ахматова признается в любви в русской осени в целом, в которой она выделяет три поры. Сравнивая эти два произведения, можно найти множество отличий. Однако есть нечто, объединяющее эти произведения, — огромная любовь ее авторов к России, к русской природе, слияние поэтов со своей родной страной и ее судьбой.