Николай Алексеевич Некрасов
«Стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия» (восприятие, истолкование, оценка)»
Патриотизм, гражданственность и гуманность пронизывают все творчество поэта. Некрасов первым ввел в русскую поэзию новые темы, на что, по словам В. Брюсова, способны лишь «исключительные таланты». На волне общей демократизации литературы он поставил в своём творчестве новый вопрос — вопрос о народе. Жизнь народа, его думы и надежды, страдания и борьба — вот основная тема творчества поэта.
Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта.
Все эти идеи нашли отражение в стихотворении Некрасова «Элегия» (1874 год). Элегия — это лирический жанр, предполагающий выражение печали, эмоциональный результат философского раздумья. Эти характеристики полностью подходят к некрасовскому стихотворению.
«Элегия» — это своего рода ответ на критику.
В публичной лекции Некрасова критиковали за то, что он повторяется, вновь и вновь обращаясь к народной теме. Поэт же считает: «изменчивая мода», диктующая новые темы, ошибается. Страдания народа — проблема по-прежнему актуальная. Обращаясь к юношам, поэт стремится показать современникам, молодежи, что, несмотря на отмену крепостного права, «народы \ Влачатся в нищете, покорствуя бичам». Это означает, что Муза не должна молчать.
«Элегия» наполнена перекличками с пушкинской «Деревней». В этих строках — глубокий смысл, этим подчеркивается мысль о том, что со времен Пушкина в «судьбах народных» не произошло серьезных изменений.
Данное стихотворение можно разделить на две смысловые части, каждая из которых состоит из двух строф. Первая часть — негодующая, призывающая к действию. Обилие восклицательных интонаций, многоточий показывает, насколько глубоко душевное страдание лирического героя, сколько смятения и тревоги в его сердце: «О, если бы её могли состарить годы!» Архаический стиль, старинный александрийский стих подчеркивают, что тема народных страданий не нова — она вечна. К сожалению, эта тема всегда актуальна. Если бы исчезла необходимость писать о народных страданиях, «процвел бы Божий мир!» В этих словах выражена мечта поэта о благодати, которую заслужил многострадальный русский народ. Но сокрушенно звучит: «Увы!»
Покуда вокруг будут слышны народные стоны, покуда страданье и горе будет гулять по земле русской, поэт не имеет права бездействовать, его лира не имеет права сладкоголосо ликовать и петь. Она должна призывать к действию, «возбуждать вниманье» «сильных мира» сего к бедственному положению народа. Словно священная клятва, звучат слова: «служить им будет Муза». Являясь активным участником спора «спокойного искусства» и «карающей лиры», поэт воспевает идеал общественного деятеля, который проникся беспредельной любовью к народу. «Чему достойнее служить могла бы лира?" — вопрошает поэт. Для него самого нет иного пути.
«Я лиру посвятил народу своему»… Эту строку по праву можно назвать эпиграфом ко всему некрасовскому творчеству. Устами лирического героя Некрасов подводит своеобразный итог своему творческому пути: «Но я ему служил — и сердцем я спокоен». Поэт выполнил свое основное предназначение, отдав народу творческое слово. В этих строках звучит мысль о том, что известность, слава — не самоцель для поэта. Смысл его жизни в другом: пробудить прогрессивных людей, заставить их действовать, поднимая народ на борьбу. Именно поэтому нет сожаления в словах «Я умру, неведомый ему».
Но с каким надрывом звучит призыв: «Но каждый в бой иди!» Это призыв к борьбе за народное счастье, за будущее страны, это обращение к каждому лично. Каждый обязан быть Гражданином, вносить свою лепту. Это почти открытый призыв к революции, к бою, который «решит судьба».
Некрасов счастлив тем, что был современником реформ Александра II. «Красный день» — это указ императора-освободителя об отмене крепостного права в 1861 году. «В России нет раба!» - так мог сказать лишь истинный патриот. Как и все прогрессивные люди, поэт «слезы сладкие… пролил в умиленье».
Но «поэт в России больше, чем поэт». Он всегда был еще и пророком. Именно это чутьё, стойкая гражданская позиция, патриотизм и любовь к народу стали властителями Музы, открывшей поэту истину: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..» Этот риторический вопрос — обращение к активной революционной демократии. Вновь смело и гордо звучит призыв: «Пора идти вперед».
Вторая часть стихотворения — идиллическая, воспевающая трудовые будни народа. Действительно, строки, описывающие крестьянскую страду, вызывают в воображении картины, поражающие своей гармоничностью и красотой: «Старик ли медленный шагает за сохою, \ Бежит ли по лугу, играя и свистя, \ С отцовским завтраком довольное дитя, \ Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы». Такова народная трудовая жизнь. Ряд эпитетов «медленный», «довольное», ряд ярких и звучных глаголов «сверкают», «звенят» помогают создать радужную картину.
Но почему при кажущейся радостности эти строки не оставляют душевного удовлетворения? Причина в повторяющейся частице «ли», словно перечеркивающей реальность происходящего. И действительно, «тайные вопросы» не дают покоя лирическому герою. Они «кипят» в его уме, жгут сердце: «Сносней ли стала ты, крестьянская страда?». Вновь звучит сомнение в том, что либеральные реформы окончательно изменили крестьянскую жизнь: «Свобода, наконец, внесла ли перемену \ В народные судьбы?"
Впечатление идиллии усиливает условный образ «певца», возникающий во второй части: «И песнь сама собой слагается в уме, \ Недавних тайных дум живое воплощенье». Эта песнь — все некрасовское творчество, которым он сулит «народному врагу проклятие». Аллитерация на «р» придает строке мощь, силу, слова звучат зловещим предостережением. Песне этой вторит могущественная русская природа, гордость России. Олицетворяя долы, нивы, эхо, лес, горы, поэт показывает, какой огромный потенциал скрыт в его родной стране, насколько масштабно может быть революционное движение.
Но финал стихотворения трагичен… Тот, кому «посвящены мечтания поэта», о ком слагает он свои смелые песни, «не внемлет». Народ безмолвствует… Вновь горестно звучит «Увы!»
Некрасов с горечью признает пассивность и бездействие крестьянства. Именно поэтому всё его стихотворение — это обращение к революционерам-разночинцам, верящим в скрытую в народе мощь, попытка поднять их на освободительную борьбу.