Николай Алексеевич Некрасов


Биография
Биография писателя
Произведения
23 произведения
Сочинения
199 сочинений

«Стихотворение Н. А. Некрасова «В дороге» (восприятие, истолкование, оценка).»

Сочинение

Поэзия Н. А. Некрасова занимает особое место в русской литературе. В своем творчестве поэт отразил главные особенности современной ему эпохи. Поэзия Некрасова оказала значительное влияние на общественную атмосферу его времени и на развитие русской поэзии в целом.

Творчество Некрасова ярко и самобытно. Оно определяется, прежде всего, новизной тематики. Некрасов первым описал в своих стихах события, явления, людей, считавшихся «неэстетичными», «низкими». Но, несмотря на разнообразие творчества поэта, главной темой его лирики является тема народа. «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ!» — говорил Некрасов о цели своей жизни.

Народная тема у Н. А. Некрасова разработана многосторонне и многогранно. Поэт писал о тяжелой доле русского народа, о женской доле, создавал поэмы о крестьянской жизни и т. д.

Стихотворение «В дороге» (1845 г.) посвящено теме тяжелой жизни русских крестьянок. Это произведение построено как диалог между лирическим героем, едущим по своим делам, и ямщиком, везущим его. Лирический герой скучает и просит ямщика «разогнать его скуку», развлечь каким-нибудь веселым рассказом, народной песней, небылицей. Но ямщику не до веселья: его гнетет мысль о судьбе его «жены- злодейки». Именно здесь и появляется истинная героиня стихотворения — жена ямщика Груша. Мы узнаем о ее печальной судьбе.

С самого детства девушка жила и воспитывалась вместе с барской дочерью:

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

На варгане играть и читать —

Всем дворянским манерам и шуткам.

К ней сватался «благородный» жених, но

…знать, счастья ей Бог не судил:

Не нужна-ста в дворянство холопка!

Именно с этого момента начинается череда печальных и даже трагических событий в жизни героини. Умирает старый барин — отец Груши. Новый, его зять, приехав из Питера, наводит свои порядки:

Перебрал по ревизии души

И с запашки ссадил на оброк,

А потом добрался и до Груши.

Девушку отправили жить и работать в село: «Знай-де место свое ты, мужичка!» Конечно, для Груши такая расправа была смерти подобна. Ей «крутенько пришло»: после жизни на воле она очутилась в крестьянском ярме. Девушка была не ленива, но дело у нее в руках «не спорилось». Груша не была приспособлена к крестьянской жизни: «становилось Инда жалко подчас…"

В добавление ко всем горестям героиню выдали замуж за простого мужика, без любви. Да и он не любил Грушу. Ямщик говорит, что его, не спросив, «.посадили На тягло — да на ней и женили…».

Муж, как мог, пытался утешить героиню. Но он не понимал ее, ее потребностей, мыслей. Ямщик дарит Груше новые кофты или сарафан, а она только «ревет, как шальная…"

Улучив свободную минутку, героиня читает книгу или «на какой-то патрет все глядит». Свого сына она воспитывает, как барчонка: «учит грамоте, моет, стрижет», чем вызывает недовольство мужа. Он считает, что тем самым Груша «погубит…сынишку».

Во многом, как мне кажется, ямщик прав. Героиня готовит мальчику такую же судьбу, как и у нее: мучиться крестьянской жизнью, зная и чувствуя другую жизнь. Уж лучше думать, что ты создан только для такой, подневольной, судьбы и со смирением нести свой крест, как это делало большинство русских крестьян.

Груша не смогла смириться со своей участью, и ее жизнь на исходе. Тоска и горе иссушили женщину:

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, то есть, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна —

Чай, свалим через месяц в могилу…

Ямщик удивляется: с чего бы? Ведь все, что нужно для жизни, по его представлениям, у нее было: муж «не томил безустанной работой, одевал и кормил, без пути не бранил, …уважал с охотой». А потом добавляет, что даже и не бил почти никогда, «разве только под пьяную руку…»

Эти слова звучат горькой иронией. Они стали последней каплей для лирического героя, выслушивающего этот рассказ. Он прерывает ямщика:

Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..

Мы прекрасно понимаем, что эти слова имеют обратный смысл. Действительно, что может испытывать человек, кроме жалости, тоски и горечи, читая трагическое повествование о жизни героини стихотворения? Кто виноват в ее судьбе? Что позволяет помещикам как угодно распоряжаться судьбами подвластных им людей? Что создает такие невыносимые условия жизни крестьян? Ответ напрашивается один: крепостное право. На него отвечает, сам того не ведая, и ямщик, подводя итог жизни своей жены:

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

Именно крепостное право, на мой взгляд, и считал Некрасов главным виновником «бед человеческих».

Чтобы глубже погрузиться в мир крестьянской жизни, поэт передает не только содержание рассказа ямщика, но и особенности его речи. Она содержит много диалектных слов и выражений: «слышь ты», «понимаешь-ста», «вдоволь», «тоись», «сам-ат», «али», «куды», «патрет», «инда» и т. п.