Николай Алексеевич Некрасов
Биография
Биография писателя
Произведения
23 произведения
Сочинения
199 сочинений
««Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ!»»
Сочинение
Н. А. Некрасов стал первым поэтом, “лиру посвятившим народу своему”, воспевшим в своих произведениях народные страдания, “поставившим на вид России образы ее кормильцев”. Некрасов творил в то время, когда в жизни народа наступил особенно тяжелый период: в пятидесятые годы наступил кризис самодержавно-крепостнической системы, произвол помещиков и страдания народа достигли своего апогея. Однако и после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилась: дарованная народу свобода вынуждала их уходить в город на заработки, где ждали нищета, голод и все тот же непосильный труд. Некрасов не мог спокойно взирать на мучения, выпавшие на долю крестьян, оставаться безучастным к судьбе народа, поэтому народная тема стала важнейшей в творчестве поэта. Она представлена в произведениях Некрасова во всем ее многообразии. Нередко общее в крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное. Судьбы некрасовских героев различны, но каждая полна горечи и трагизма. Так, поэт повествует об “огороднике лихом”, “погубившем свой век за дворянскую дочь”. Герой стихотворения проявляет необычайное благородство и силу духа, когда, пойманный около ее “горенки”, он решил не навлекать на “девицу-красу” позор и принял за это “железный убор на ноги”. Другой герой, извозчик Ванюха, “парень рыжий”, повесился, когда понял,- что купец оставил у него в санях серебро и “он, Ваня, стал бы богат”, но “господь справедливый попутал шутя...”. Купец счастливый вовремя вспомнил о деньгах, а у Вани, привыкшего жить в бедности, “помутился ум” при виде серебра, обладателем которого он мог бы стать.
Герой же стихотворения “Эй, Иван” пытался покончить с собой, не выдержав жестокого обращения господ. Его нередко били, заставляли делать много тяжелой работы, до старости звали просто Иваном, что унижало его человеческое достоинство. В итоге, абсолютно утративший моральный облик, он начал пить и после отмены крепостного права был обречен на жалкое существование...
Особое внимание Некрасов уделяет несчастной судьбе русских крестьянок. В стихотворении “Тройка” поэт воссоздает женский образ, показывает типичную судьбу крестьянской женщины, удел которой — “погрузиться в сон непробудный работы и черной, и трудной”. Облик героини, “отцветшей, не успевши расцвесть”, воплощает “тупое терпенье и бессмысленный вечный испуг”, “бесполезно угасшую силу”. Героиня стихотворения, как и большинство женщин, вынуждена терпеть не только непосильный труд, тяготы крестьянской жизни, но и побои “мужа-привередника”, прихоти свекрови, “гнущей ее в три погибели”. “Ничем не согретая”, она “сойдет в сырую могилу”, пройдя долгий, тяжелый, полный страдания путь. Героиня же стихотворения “В дороге” оказалась загублена господами. Воспитанная в барском доме, “наученная всем дворянским манерам и штукам”, она, “белоручка и белоличка”, отвыкла от трудовой жизни в деревне. Когда же господская дочь вышла замуж, героиню, “мужичку”, “воротили на село”, где ей “крутенько пришлось”. Абсолютно неприспособленная к крестьянскому труду, она не умела “ни косить, ни ходить за коровой”, “дело у нее в руках не спорилось”, и “безустанная работа”, чуждая ей жизнь погубили ее, обреченную на скорую кончину. Трагичной представляется Некрасову и судьба солдатской матери, воплощенная в стихотворении “Орина, мать солдатская”, образ героини которого овеян болью и полон безысходности. Сын Орины, Ваня, которого она не видела восемь лет, “воротился больнехонек”. Силы его, “детинушки богатырского сложения”, были “сокрушены тяготами солдатской жизни”, и он “погас, словно восковая свеченька”, оставив старую мать одну с “великой печалью” в душе.
Так, судьба русских крестьянок в стихотворениях Некрасова подобна “горя реченьке бездонной”. Не может поэт оставаться равнодушным и к горькой доле крестьянских детей. “Растущие свободно, ничему не учась”, они “рано знакомы с трудами”, как мальчик, которого лирический герой встретил в лесу, “в. студеную зимнюю пору”. Маленькому мужичку приходится вести хозяйство вместе с отцом, работать под “солнца холодным огнем”, чтобы прокормить большую семью. А сколько страданий и отчаяния в “тихом плаче и жалобах детей”, вынужденных работать на фабрике... “Измученные в неволе”, они уже не могут “ликовать, резвиться и скакать”, а мечтают лишь “скорей воротиться домой”, где им, однако, “сладко не забыться”: “встретит их забота и нужда”. Детям остается только рыдать, “разрывая на части сердце матери бледной своей...”.
В произведениях Некрасова “что ни человек — то мученик, что ни жизнь — то трагедия”. В стихотворении “Железная дорога” поэт с горечью повествует о народных страданиях, о голоде, который заставлял людей “надрываться под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной”. Именно в этих “мирных детях труда”, “божьих ратниках”, “ограбленных грамотеями-десятниками”, “высеченных начальством, задавленных нуждой”, Некрасов видит кормильцев России, тех, кто обеспечивает ее благосостояние. Он воспевает “привычку к труду благородную”, призывая “мужика уважать”, восхищаться терпением и силой народа, который “вынесет все, что господь ни пошлет”; поэт убежден, что народ “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”, верит в “пору прекрасную”, которая непременно наступит. Но в то же время Некрасов не идеализирует крестьян, в изображении народного характера поэт объективен. Он рисует “отрадную картину” “народного счастья”, когда после работы “купчина” “выставляет им бочку и недоимку дарит” и народ с криком “ура” “выпряг лошадей и купчину помчал по дороге”, по-рабски радуясь его милости. В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” лирический герой видит из окна сцену “скорби вопиющей”: мужиков, просителей, пришедших издалека, прогнали, так как хозяин “не любит оборванной черни”, а им осталось лишь “разводить беспомощно руками, повторяя: суди его бог!” и терпеливо, смиренно идти обратно. Вид этих людей, “несущих неисходное горе в сердцах”, заставляет лирического героя задуматься о том, что “великой скорбью народной переполнена земля”, “где народ, там и стон бесконечный”. Герой задается вопросом о народной судьбе: “проснется ли народ, • исполненный сил” или он “духовно навеки почил”? Долго ли будут люди терпеть муки и унижения, “скакать по полям, по дорогам в рудниках, на железной цепи...”? Народное терпение, бессмысленная надежда на барина сатирически И одновременно с горечью изображаются Некрасовым в стихотворении “Забытая деревня”. Все ее жители ничего не могут решить без барина и наивно верят, что он “увидел, как плоха избушка у бабушки Ненилы” и “велит дать лесу”, “вернет землицу”, которую у крестьян “лихоимец жадный оттягал”, справит свадьбу вольного хлебопашца и Наташи. Так “дело чуть за спором”, народ надеется на барина, “который все не едет...”. Народная вера в доброго господина, надежда на господскую милость, по сути своей рабская, возмущает Некрасова и вызывает в нем жалость. Именно в смирении народа, в долготерпении, покорности поэт видит и вину, и беду крестьян, причину их несчастий...
Посвящая свои произведения народу, Некрасов не только расширяет тематику поэзии, но и вводит новые жанры, такие, как народные песни, городские романсы, бытовые баллады. Многие стихотворения написаны в форме монолога крестьянина, что обусловливает необходимость использовать “подлинно народный язык”: просторечную лексику (“варган”, “шальной”, “уходиться”), диалектизмы. Так поэт достигает максимальной достоверности. Создается впечатление, что перед нами — необработанная простонародная речь. Кроме того, поэтика Некрасова основана на фольклоре. Им используется множество устойчивых эпитетов (“белая рученька”, “буйная го-
лова”, “девица-краса”), междометий (“чай”, “тоись”), обращений (“слышь ты”, “понимаешь-ста”), характерных для устного народного творчества, а также анафор, начинающихся с отрицания, типичных для народных песен и частушек (“Не гулял я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву...”), своеобразных зачинов (“Парень был Ванюха рыжий, // Рослый человек, // Не поддался силе вражей, // Жил бы долгий век”).
Таким образом, стихотворения Некрасова обретают истинную народность, их форма полностью соответствует содержанию. “Воспевая страдания народа”, поэт делает свои произведения яркими и выразительными, достоверно повествуя о народной жизни.
Выбирая своей основной темой нелегкую жизнь крестьян, Некрасов, безусловно, обрекал себя на непонятость и отвергнутость. Многие поэты “чистого искусства” видели в его стихах не более чем политическую декларацию, его считали общественным деятелем, но не творцом, не художником, ценили гражданский пафос Некрасова, но не его поэтический талант. Однако Некрасов и сам говорил, что “пишет не для светского общества”. Творивший для народа, писавший о народе и во имя народа, этот поэт посвящал свои стихотворения “миллионам живых существ, никогда не изображенных, просящих любящего взгляда”, чем и сделал свое творчество неповторимым.
Герой же стихотворения “Эй, Иван” пытался покончить с собой, не выдержав жестокого обращения господ. Его нередко били, заставляли делать много тяжелой работы, до старости звали просто Иваном, что унижало его человеческое достоинство. В итоге, абсолютно утративший моральный облик, он начал пить и после отмены крепостного права был обречен на жалкое существование...
Особое внимание Некрасов уделяет несчастной судьбе русских крестьянок. В стихотворении “Тройка” поэт воссоздает женский образ, показывает типичную судьбу крестьянской женщины, удел которой — “погрузиться в сон непробудный работы и черной, и трудной”. Облик героини, “отцветшей, не успевши расцвесть”, воплощает “тупое терпенье и бессмысленный вечный испуг”, “бесполезно угасшую силу”. Героиня стихотворения, как и большинство женщин, вынуждена терпеть не только непосильный труд, тяготы крестьянской жизни, но и побои “мужа-привередника”, прихоти свекрови, “гнущей ее в три погибели”. “Ничем не согретая”, она “сойдет в сырую могилу”, пройдя долгий, тяжелый, полный страдания путь. Героиня же стихотворения “В дороге” оказалась загублена господами. Воспитанная в барском доме, “наученная всем дворянским манерам и штукам”, она, “белоручка и белоличка”, отвыкла от трудовой жизни в деревне. Когда же господская дочь вышла замуж, героиню, “мужичку”, “воротили на село”, где ей “крутенько пришлось”. Абсолютно неприспособленная к крестьянскому труду, она не умела “ни косить, ни ходить за коровой”, “дело у нее в руках не спорилось”, и “безустанная работа”, чуждая ей жизнь погубили ее, обреченную на скорую кончину. Трагичной представляется Некрасову и судьба солдатской матери, воплощенная в стихотворении “Орина, мать солдатская”, образ героини которого овеян болью и полон безысходности. Сын Орины, Ваня, которого она не видела восемь лет, “воротился больнехонек”. Силы его, “детинушки богатырского сложения”, были “сокрушены тяготами солдатской жизни”, и он “погас, словно восковая свеченька”, оставив старую мать одну с “великой печалью” в душе.
Так, судьба русских крестьянок в стихотворениях Некрасова подобна “горя реченьке бездонной”. Не может поэт оставаться равнодушным и к горькой доле крестьянских детей. “Растущие свободно, ничему не учась”, они “рано знакомы с трудами”, как мальчик, которого лирический герой встретил в лесу, “в. студеную зимнюю пору”. Маленькому мужичку приходится вести хозяйство вместе с отцом, работать под “солнца холодным огнем”, чтобы прокормить большую семью. А сколько страданий и отчаяния в “тихом плаче и жалобах детей”, вынужденных работать на фабрике... “Измученные в неволе”, они уже не могут “ликовать, резвиться и скакать”, а мечтают лишь “скорей воротиться домой”, где им, однако, “сладко не забыться”: “встретит их забота и нужда”. Детям остается только рыдать, “разрывая на части сердце матери бледной своей...”.
В произведениях Некрасова “что ни человек — то мученик, что ни жизнь — то трагедия”. В стихотворении “Железная дорога” поэт с горечью повествует о народных страданиях, о голоде, который заставлял людей “надрываться под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной”. Именно в этих “мирных детях труда”, “божьих ратниках”, “ограбленных грамотеями-десятниками”, “высеченных начальством, задавленных нуждой”, Некрасов видит кормильцев России, тех, кто обеспечивает ее благосостояние. Он воспевает “привычку к труду благородную”, призывая “мужика уважать”, восхищаться терпением и силой народа, который “вынесет все, что господь ни пошлет”; поэт убежден, что народ “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”, верит в “пору прекрасную”, которая непременно наступит. Но в то же время Некрасов не идеализирует крестьян, в изображении народного характера поэт объективен. Он рисует “отрадную картину” “народного счастья”, когда после работы “купчина” “выставляет им бочку и недоимку дарит” и народ с криком “ура” “выпряг лошадей и купчину помчал по дороге”, по-рабски радуясь его милости. В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” лирический герой видит из окна сцену “скорби вопиющей”: мужиков, просителей, пришедших издалека, прогнали, так как хозяин “не любит оборванной черни”, а им осталось лишь “разводить беспомощно руками, повторяя: суди его бог!” и терпеливо, смиренно идти обратно. Вид этих людей, “несущих неисходное горе в сердцах”, заставляет лирического героя задуматься о том, что “великой скорбью народной переполнена земля”, “где народ, там и стон бесконечный”. Герой задается вопросом о народной судьбе: “проснется ли народ, • исполненный сил” или он “духовно навеки почил”? Долго ли будут люди терпеть муки и унижения, “скакать по полям, по дорогам в рудниках, на железной цепи...”? Народное терпение, бессмысленная надежда на барина сатирически И одновременно с горечью изображаются Некрасовым в стихотворении “Забытая деревня”. Все ее жители ничего не могут решить без барина и наивно верят, что он “увидел, как плоха избушка у бабушки Ненилы” и “велит дать лесу”, “вернет землицу”, которую у крестьян “лихоимец жадный оттягал”, справит свадьбу вольного хлебопашца и Наташи. Так “дело чуть за спором”, народ надеется на барина, “который все не едет...”. Народная вера в доброго господина, надежда на господскую милость, по сути своей рабская, возмущает Некрасова и вызывает в нем жалость. Именно в смирении народа, в долготерпении, покорности поэт видит и вину, и беду крестьян, причину их несчастий...
Посвящая свои произведения народу, Некрасов не только расширяет тематику поэзии, но и вводит новые жанры, такие, как народные песни, городские романсы, бытовые баллады. Многие стихотворения написаны в форме монолога крестьянина, что обусловливает необходимость использовать “подлинно народный язык”: просторечную лексику (“варган”, “шальной”, “уходиться”), диалектизмы. Так поэт достигает максимальной достоверности. Создается впечатление, что перед нами — необработанная простонародная речь. Кроме того, поэтика Некрасова основана на фольклоре. Им используется множество устойчивых эпитетов (“белая рученька”, “буйная го-
лова”, “девица-краса”), междометий (“чай”, “тоись”), обращений (“слышь ты”, “понимаешь-ста”), характерных для устного народного творчества, а также анафор, начинающихся с отрицания, типичных для народных песен и частушек (“Не гулял я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву...”), своеобразных зачинов (“Парень был Ванюха рыжий, // Рослый человек, // Не поддался силе вражей, // Жил бы долгий век”).
Таким образом, стихотворения Некрасова обретают истинную народность, их форма полностью соответствует содержанию. “Воспевая страдания народа”, поэт делает свои произведения яркими и выразительными, достоверно повествуя о народной жизни.
Выбирая своей основной темой нелегкую жизнь крестьян, Некрасов, безусловно, обрекал себя на непонятость и отвергнутость. Многие поэты “чистого искусства” видели в его стихах не более чем политическую декларацию, его считали общественным деятелем, но не творцом, не художником, ценили гражданский пафос Некрасова, но не его поэтический талант. Однако Некрасов и сам говорил, что “пишет не для светского общества”. Творивший для народа, писавший о народе и во имя народа, этот поэт посвящал свои стихотворения “миллионам живых существ, никогда не изображенных, просящих любящего взгляда”, чем и сделал свое творчество неповторимым.