Николай Алексеевич Некрасов
««Я лиру посвятил народу своему…» (по произведениям Н.А.Некрасова)»
Во всех произведениях
Народная тема была основной в его творчестве. Стихотворения 40-х годов «В дороге», «Огородник», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной» посвящены тяжелой доле простого люда, крестьянства и разночинства.
В 1849 году Некрасов создает стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», ставшее итогом первого этапа поэтической деятельности. В этом произведении появляется образ Музы, «родной сестры» страдающего народа.
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди,
Сестра твоя родная!"
Муза у Некрасова ассоциируется с образом истязаемой публично женщины, она — родная всем несчастным и угнетенным.
„В крови… иссеченная Муза“ вдохновляла поэта на создание величайших произведений, в которых тема народных страданий — главная.
К середине 50-х годов окончательно формируется эстетическая позиция Некрасова и его творческая программа. Некрасов твердо стоит на позициях гражданственности и поэзии, общественной направленности и активного вмешательства в жизнь. Некрасов считал, что нельзя безнаказанно „закрывать глаза на совершающееся вокруг“, и эта позиция находит отражение в его критических статьях того периода. Выражение активной гражданской позиции мы находим и в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии —"Муза» (1852), «Блажен незлобливый поэт…» (1852), «Поэт и гражданин» (1856).
В стихотворении «Муза» Некрасов развивает принципы пушкинского реализма, но заостряет внимание на неприкрашенности изображения жизни. Музе Пушкина он противопоставлял свою, «печальную спутницу» «печальных бедняков». Она не только тоскует, но и призывает к мести, протесту.