Владимир Владимирович Маяковский
«Тема будущего в лирике В. В. Маяковского .»
Почти во всех крупных произведениях Маяковский, начиная с дооктябрьской антивоенной поэмы «Война и мир», обращается мыслью к будущему, основанному на социалистических отношениях. Стремление увидеть облик грядущей коммуны и черты человека коммунистического общества находит свое воплощение в поэмах «Про это», «Летающий пролетарий», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!». С неукротимой силой и страстью Маяковский рвался в коммунистическое будущее, стремился предвидеть его строками не только своих поэм, но и стихов.
Каково же это будущее в изображении поэта? Это «разносчики новой веры»:
Красоте, создающей железный тон.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
В небеса шарахаем железобетон.
В неоконченной поэме «Пятый интернационал» поэт стремится увидеть зримые черты будущего:
Где раньше
река
водищу гоняла, -
теперь
геометрия строгих каналов
мрамору в русла спокойно легла.
Наряду с представлениями материального, ощутимого будущего, Маяковский рассуждает также и о том, как его достичь. В этом плане показательно стихотворение «Выволакивайте будущее». Уже в самом начале стихотворения поэт утверждает, что «будущее не придет само, если не примем мер». Он глубоко верил, что следование коммунистическим идеалам приведет человека к счастью. Именно эти стремления человека поддерживает поэт. Среди тех «мер», которые он побуждает принять, чтобы пробраться к «коммуне» — символу счастливого будущего, Маяковский называет так же
Рассчитай,
обдумай,
нацелься —
и иди
хоть по мелочам.
Поэт раскрывает суть того идеала, к которому нужно стремиться: «Коммунизм не только у земли, у фабрик в поту. Он и даже за станком, в отношениях, в семье, в быту».
Поэт рассказывает читателю и о том, кто же способен «дорасти до грядущей жизни мощной». Это отнюдь не те, кого «проедает быта моль», «кто не выдержал натиск домашний», то есть даже не способен нормально жить в своей семье, каждая из которой является главной ячейкой общества. Мысль о том, что счастливое, гармонично развитое общество начинается с благоприятной обстановке в семье, звучит и в стихотворении «Вместо оды»:
Я хочу,
чтоб кончилась
такая помесь драк,
пьянства,
лжи,
романтики
и мата.
Помимо простого описания того, каким поэт представляет себе будущее и кто его может построить, творчество Маяковского содержит множество призывов к его строительству. Особенно ярко это проявляется в стихотворениях революционной направленности. В «Левом марше» поэт патетично восклицает:
В старое ль станем пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
В стихотворении «Посмотрим сами, покажем им» поэт утверждает: «Мы — будем непобедимы!», потому что искренне верит, что «мы землю завоевали и правим». Лирический герой Маяковского лелеет мечту, что «союз расцветет у полей в оправе, с годами разделаем в рай его». И такие мечты совсем не кажутся поэту утопичными, потому что он верит в всепобеждающий коммунизм, способный создать рай на земле. Этой верой и объясняется стремление Маяковского во вчерашнем и сегодняшнем дне советского народа всегда видеть завтрашний день «без нищих и войн», видеть «коммуну во весь горизонт», то есть картины светлого будущего, которое «встает из дня голубого железом и камнем формясь».
Позиция Маяковского в раскрытии темы будущего очень схожа с мыслью Чернышевского, приведенной им в романе «Что делать?»: «Будущее светло и прекрасно, любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите его в настоящее, сколько можете перенести…». Как раз это и делает Маяковский в своем творчестве, призывая и других творческих людей встать с ним в один ряд:
Товарищи,
дайте новое искусство —
такое,
чтобы выволочь республику из грязи.
Таким образом, подводя итоги рассматриваемой темы, нельзя не заметить, что волевой человек, посвятивший всю свою жизнь и творчество служению Родине, излагал свои представления об утопическом будущем. Но у каждого общества свой идеал будущего, потому мы вправе лишь принять или не принять позицию Маяковского.