Владимир Владимирович Маяковский
«Стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте!» (восприятие, истолкование, оценка)»
Стихотворение
В 1914 г. юный поэт уже чувствовал мастерство и уверенность в своих силах. Как он сам писал: «Могу овладеть темой. Вплотную». А тема одна — злободневная, революционная. Причем Маяковский, как истинный поэт идеи, видел революцию не только на улице, но и в головах людей. Развернуть искусство, литературу, живопись, музыку, саму жизнь на сто восемьдесят градусов, прежнее — на свалку истории. Одному это не под силу, нужны они — миллионы, которые устали.
«Послушайте!» написано в форме обращения. «Послушайте!»…Не правда ли, так и слышится голос Маяковского обращенного к тысячам, миллионам людей, которые столпились вокруг? «Послушайте!» — взывает он, такой большой и сильный. Люди перестают кричать и горланить просто потому, что этот гигант, стоящий на сцене, обращается к ним. К ним — миллионам и тысячам, потерявшим веру, маленьким и слабым.
В произведении создается картина космического масштаба. Лирический герой в ней настолько огромен, что звезды кажутся ему плевочками, а зайти к Господу Богу для него так же легко, как прийти к другу. Вообще, тема веры и неверия здесь чрезвычайно важна. Ее звучание необыкновенно тонко:
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, что бы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
Глядя на звездное небо, всегда мечтаешь увидеть что-то необычное. Не правда ли, было бы прекрасно, если бы на небе загорелась звезда только для тебя одного?! Ее сияние и блеск озаряет ночь бархатным светом, обволакивает теплотой твое сознание. И вдруг ты понимаешь: ты не одинок! И эта звезда для тебя! И уже не важно, что другие люди ничего не понимают, и им все равно, есть ли у тебя на небе звезда или ее нет. «Да и вообще, — говорят они, — разве можно называть их звездами? Ведь это всего лишь плевочки!"
Перечитываю и думаю, ведь и я одна из тех, кто называет звезды плевочками. И хочется верить в то, что это звезды, а не можешь, не умеешь. Но все-таки есть надежда, что рано или поздно лучик веры зажжется. И единственный, кто может рождать надежду, — Бог. Он — свой, наш, такой же жилистый и тертый, а значит, понимающий. Бог рождает надежду, когда ее уже нет. Главное поверить, а поверив, — вымолить любым способом, целовать руки, плакать. Ах, все равно не верится, что возможно! И говоришь себе:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Это стихотворение написано характерным для Маяковского трехударным акцентным стихом. Художественные средства поэта, как всегда, очень ярки. Метафора «звезды зажигают» в начале произведения сразу относит нас к вопросу о Творце, то есть к тому, кто эти звезды зажигает. Он не замедляет появиться. Но тут появляется и герой, стремящийся к Богу. Путь наверх тяжел, поэтому, «надрываясь», спешит он на встречу с Господом. «Боится, что опоздал» — это фраза чрезвычайно важна. Ведь она говорит о мере греховности человека. То есть человек грешен настолько, что боится не получить от Господа прощения.
«Звезда» — это, пожалуй, один из самых сложных символов стихотворения. Что подразумевает герой, когда просит Бога «чтобы обязательно была звезда!»? Разгадку можно найти ниже, когда раздается вопрос: «Не страшно?» Что может прогнать страх и тьму? Свет, любовь и вера. Быть может, именно о последней и просит герой.
Маяковский, что совершенно несвойственно для него, призывает нас к терпимости. Если звезды зажигают, все нетерпящие этого должны смириться, потому что — «кому-то нужно!"
По звучанию стихотворение «Послушайте!» резко отличается от многих предыдущих и последующих стихотворений Маяковского. Во-первых, потому, что поэт пользуется в нем лексикой общепринятого литературного языка. Мы не встретим здесь кричащих неологизмов, вульгаризмов, бранных слов. Даже такое прозаическое слово, как «плевок», с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса поэт превращает в «плевочки», которые не нарушают лиризма, доведенного здесь до высокой степени.
Стихотворение необычно и по композиции. Оно вобрало в себя ораторское обращение поэта к читателю, которое начинает и заканчивает стихотворение. Этим Маяковский подчеркивает важность выдвинутой проблемы. В нем завуалировано присутствует множество людей, скрытых под местоимением «кто-то». Они заводят диалог:
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?!"
Это подтверждает стремление Маяковского подчинить поэзию не своему личному «Я», а обществу.
Я очень люблю это стихотворение, потому что оно выделяется среди всей «громады» творчества поэта особой «негромовой» нежностью. Близка мне также и его идея. Я согласна с Маяковским, что человек не может перенести «беззвездную муку». Ему обязательно необходима та звезда, та мечта, тот идеал, который будет способствовать становлению его личности. Человеку необходим рост, так как в нем содержится поистине великий потенциал, лишь о маленькой толике которого подозревает человечество. И этот потенциал нужно развивать, стремясь к звезде, которая загорается «каждый вечер над крышами» домов каждого из нас.