Владимир Владимирович Маяковский
«Стихотворение В. В. Маяковского «О дряни» (восприятие, истолкование, оценка)»
После свершения революции
Сатирические произведения Маяковского 20-х годов поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло его сатирического взгляда. Перед нашим взором «целая лента типов тянется»: новый буржуй, кулак, вредитель, хулиган, обыватель, сплетник, ханжа, развратник, пьяница, лодырь, очковтиратель, бракодел, трус, «советский вельможа», взяточник, головотяп.
В период с 1920 по 1921 годы появляется на свет стихотворение «О дряни», обличающее «мурло мещанина» советского времени, которое «вылезло из-за спины РСФСР». Это произведение обличает тех, кто —
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
Крепкие, как умывальники,
Живут и поныне тише воды.
Стихотворение «О дряни» — это подлинный образец сатирического таланта поэта. Беспощадный, жестокий смех слышим мы в каждой строчке, развенчивающей «обывательский быт». Мещанин предстает перед нами как «та или иная мразь», рассуждающая, «от самовара разморясь», о низменных человеческих потребностях:
К празднику прибавка —
24 тыщи. Тариф. Эх,
и заведу я себе
Тихоокеанские галифища,
Чтоб из штанов выглядывать,
Как коралловый риф!
Это люди, засевшие «во все учрежденья», опутали революцию «нитями обывательщины». Символом их, по Маяковскому, становится «оголтелая канареица». Она грозит побить коммунизм, если ей вовремя не свернуть голову. Таких «положительнейших типов» поэт противопоставляет «мещанам без различья классов и сословий», воздавая им хвалу и честь:
Мещанам без различия классов и сословий
Мое славословие.
Он высмеивает тех обывателей, для которых эмблема с серпом и молотом становится лишь модным элементом одежды:
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем сегодня
Буду фигурять я
На балу в Реввоенсовете?!
Для создания сатирического образа «мещанина» Маяковский использует целый арсенал изобразительно-выразительных средств. Прежде всего, это обилие сниженной грубой лексики: «мурло», «зады», «мразь», «дрянь», «заорет», «головы… сверните». Иронию поэта мы чувствуем и в метко употребленных словах с суффиксами субъективной оценки: «спаленки», «галифища», «потолочек».
Неповторимый стиль Маяковскому удалось выработать, безусловно, и за счет неологизмов. Их употребление не стало для поэта самоцелью, а расценивалось как средство повышения выразительности стиха. Это и его бесподобное «фигурять», и «оголтелая канареица».
Данное стихотворение имеет своеобразную композицию. Выделение ее в тексте, конечно, условно.
Стихотворение начинается с возгласа поэта: «Слава, Слава, Слава героям!!!» Этот возглас резко противостоит последующему повествованию «о дряни», то есть о тех, кого героями совсем не назовешь. Уже в самом начале мы чувствуем сатирические нотки и нотки горечи в голосе поэта. Это своеобразный зачин стихотворения. Далее идет экспозиция, в которой Маяковский поясняет нам время и причины появления «обывательщины» в стране Советов. Развитие действия раскрывает во всей абсурдности и неприглядности образ мещанина и его жены — «товарища Нади». Кульминационный момент проявляется в образе Карла Маркса, не выдержавшего бестолковых, праздных рассуждений этих мерзких людишек. Экспрессивная речь основоположника научного коммунизма является развязкой, содержащей призыв к борьбе с антикоммунистическими элементами.
Экспрессивность всего повествования достигается особым построением стиха. Поэт разбивает предложения не по логическим частям. Он выделяет те слова, на которых хочет заострить внимание. Такие слова поодиночке составляют целую строку:
И вылезло
Из-за спины РСФСР
Мурло
Мещанина.
Спустя годы произошла переоценка революционных событий 1917 года. Раскрылись многие отрицательные факты, и отношение к революции изменилось. Но, независимо от того, согласны мы с позицией Маяковского или не согласны, невозможно обвинить поэта в лицемерии. Маяковский всегда был категоричен и честен. Именно благодаря этой необыкновенной способности лирика поэта навсегда останется в мировой литературе как пример того, что истинный талант может проявлять себя при любых обстоятельствах.