Владимир Владимирович Маяковский


Биография
Биография писателя
Произведения
24 произведения
Сочинения
227 сочинений

«Своеобразие композиции поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах»»

Сочинение

Среди всего, созданного Маяковским за пять лет его дооктябрьского поэтического пути, особое место принадлежит поэме «Облако в штанах», написанной в 1914—1915 годах. Каждое слово произведения — дерзкий вызов действительности, ниспровержение социальных, моральных и эстетических основ буржуазного строя и призыв к революции. В автобиографии Маяковский писал: «Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над «Облаком в штанах».

Широко известны слова поэта из предисловия ко второму изданию поэмы, где он следующим образом определил идейное содержание произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию». Это четыре крика четырех частей. Здесь важно все — и то, что это «крики», и выделение Маяковским местоимений «вашу», «ваше», «ваш», подчеркивающих антибуржуазную направленность «криков», и, наконец, само слово «долой», свидетельствующее о том, что крик страдания перерастает в «Облако в штанах» в крик протеста.

Поэма ставит вопрос о борьбе с обществом, которое обрекает человека на страдания. При этом под обстрел попадают четыре важнейшие основы буржуазного общества — его мораль, искусство, строй, идеология.

Четыре части поэмы, обозначившие ее четыре основные темы, взаимосвязаны друг с другом, вытекают одна из другой. Трагедия неразделенной любви становится исходным «криком», порождающим протест против искусства, строя, религии буржуазного мира. В первой части поэмы Маяковский показал необычайные по силе выразительности страдания человека, вызванные чувством неразделенной любви. Тот факт, что произведение начинается с любовной ситуации, подтверждает принципиальную важность для поэта темы любви в целом, которая является здесь центральной.

Как же развиваются события в поэме, композиционно разделенные на четыре части?

Лирическое начало поэмы как будто повествует о личных переживаниях лирического героя:

Вы думаете, это бредит малярия?

Это было,

Было в Одессе.

«Приду в четыре», — сказала Мария.

Восемь.

Девять.

Десять.

Трагически напряженные слова говорят о страдании, муке обманутой любви. Но беда героя не в безответности чувства. Любимая говорит не об отсутствии любви, а ставит героя перед фактом своего замужества:

Вошла ты,

Резкая, как «Нате!»,

Муча перчатки замш,

Сказала:

«Знаете —

я выхожу замуж».

Любимую украло буржуазное общество, где не может быть настоящей любви. Потому-то поэт и негодует не на нее, а на весь буржуазно-мещанский уклад:

Эй!

Господа!

Любители святотатств,

Преступлений,

Воен, —

А самое страшное

Видели —

Лицо мое,

Когда

Я

Абсолютно спокоен?

Угроза, звучащая в этих словах, превращается в неизмеримый пожар души. Уже в этой части появляется прямое отождествление лирического «я» с обобщенным «мы» тех «потненьких и голодненьких», певцом которых чувствует себя поэт. Это «мы» могуче и неодолимо:

Мы сами творцы в горящем гимне —

Шуме фабрики и лаборатории.

Мы чище венецианского лазорья,

Морями и солнцами омытого сразу!

Поэт чувствует себя предвестником революции, на которую поднимается хозяин жизни — рабочий человек:

В терновом венце революций

Грядет шестнадцатый год.

Вам я

Душу вытащу,

Растопчу,

Чтоб большая! -

И окровавленную дам, как знамя.

Во второй части поэмы четко определена роль поэзии в грядущих революционных битвах. Если революционных поэт — «предтеча» революции, дающий язык «безъязыковой улице», то буржуазные поэты, «рифмами пиликая, выкипячивают из любвей и соловьев какое-то варево», создают искусство, чуждое творцам жизни — народным массам. Этот мотив служения поэзии интересам народа, прозвучавший в «программной вещи» Маяковского, ставит его в ряд великих талантов прошлого. Творчество поэта противостоит опытам футуристов, с которыми его свела судьба.

В двух последних частях поэмы Маяковский выступает как бунтарь против всего буржуазного строя, его религии, обличает их как первопричину всех человеческих бед и несчастий. Вызовом устоявшемуся укладу жизни звучат заключительные слова поэмы, обращенные к богу:

Я думал — ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик.



Эй, вы!

Небо!

Снимите шляпу!

Я иду!

Богоборческая тема, тесно связанная с обличением буржуазного строя и призывом к революции, определила первоначальное название поэмы — «Тринадцатый апостол».

Таким образом, мы видим, как композиционно по-новому и необычно решаются Маяковским социальные вопросы времени, выражается трагическое мироощущение лирического героя, его непримиримый протест против буржуазной действительности.