Владимир Владимирович Маяковский
«Как вы понимаете слова В. В. Маяковского : «Поэт всегда должник вселенной …»? (По стихотворению В. В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии»)»
В настоящее время со многими сочинениями Владимира Маяковского мы уже не соглашаемся, спорим. И строка поэта о том, что «партия и Ленин — близнецы-братья», способна вызвать лишь горькую улыбку. Но Маяковский в своем творчестве затронул и такие вечные темы, как назначение поэта и поэзии, место поэзии в жизни людей независимо от общественного строя и исторической формации. Одним из таких произведений является стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии».
В статье Маяковского «А что вы пишете?» говорится о том, что качество «писательской продукции», и, соответственно, положение писателя в советском обществе чрезвычайно пошатнулось, понизилось, «дискредитировалось». Этому ощущению и было посвящено данное стихотворение.
Во время написания «Разговора с…» Маяковский вел переговоры с Мосфинотделом по поводу неправильного обложения его налогом. Поэт требовал, чтобы при начислении суммы подоходного налога к нему относились как к трудящемуся. Торговцы и лица «свободных профессий» обязаны были ежегодно подавать декларации о своих предполагаемых доходах за год. Уклонившиеся от этой обязанности штрафовались. В заявлении в Мосфинотдел Маяковский писал, что он не уклоняется от сообщения о своих заработках, но в сложном поэтическом произведении почти невозможно точно учесть «производственные расходы и способ их определения». Этот инцидент и послужил причиной написания стихотворения:
Гражданин фининспектор,
честное слово,
поэту
в копеечку влетают слова.
Говоря по-нашему,
рифма —
бочка,
Бочка с динамитом.
Строчка — фитиль.
Строка додымит,
взрывается строчка, —
и город
на воздух
строфой летит.
Разве возможно оценить труд поэта в каком-либо эквиваленте? Нет! Поэтому поэт и говорит, что он «всегда должник вселенной». Но должник не в финансовом плане, а в духовном:
Я в долгу
перед Бродвейской лампионией,
перед вами,
багдадские небеса,
перед Красной Армией,
перед вишнями Японии —
перед всем,
про что
не успел написать…
Маяковский размышляет о том, что в сложившейся в стране ситуации происходит «амортизация сердца и души», а это самое страшное, что может произойти. Нравственный упадок наблюдается и в среде поэтов, людей, всегда бывших «совестью» нашей страны.
«Нынешние» поэты гонятся за помпезностью слов, за славой, и Маяковский называет их «лирическими кастратами». Он напоминает нам истинное назначение поэта:
… Долг наш —
реветь
медногорлой сиреной
в тумане мещанья,
у бурь в кипеньи.
Поэт
всегда
должник вселенной,
платящий
на горе
проценты
и пени.
Но сила поэта не только в том, чтобы «вспоминая, в грядущем икнули», нет. Сила поэта в его нравственной и духовной чистоте, способности донести истинное положение вещей. Ведь и сегодня «рифма поэта — ласка, и лозунг, и штык, и кнут», но как они различны… Ведь у настоящего художника —
…испепеляющее
слов этих жжение
рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Без лишней скромности Маяковский заявляет, что в будущем потомки поймут, что он был один способен понять и воскресить нравственную культуру. В чем-то он прав: многие его произведения — жестокая сатира на окружающую действительность и современное ему общество. Теперь мы видим, в чем истинное назначение поэта.
Так почему же все-таки поэт — «должник вселенной»? «Должник», который обязан «глаголом жечь сердца людей»? Эта фраза является ключевой в понимании не только этого стихотворения, но и всего творчества Маяковского, смыслом всей его жизни. Ведь вся общественная деятельность поэта была направлена на благо народа. «Мой лоб время с разбега крушит», — говорил поэт, и это действительно было так. Бунтарь по натуре, он зачастую противостоял общественным взглядам своего времени. И как, в какой денежной единице определить тот вклад, ту жертву, которую принес Маяковский? А ведь он, к тому же, никогда не считал себя человеком исключительным и подчеркивал:
Я
по праву
требую пядь
в ряду
беднейших
рабочих и крестьян…
Тем самым поэт пытается сказать нам, что его творчество — каторжный труд и все свое душевное богатство он дарит людям, даже таким, как фининспектор, поэтому и говорит ему открыто:
А если
вам кажется,
что всего делов —
это пользоваться
чужими словесами,
то вот вам,
товарищи,
мое стило,
и можете
писать
сами!
«Поэт всегда должник вселенной», но нужно уважать его труд. Да и как можно нравственные искания творческого человека приравнять к занятию торговлей! К сожалению, в России все возможно: и в дни Маяковского, и в наши дни. Поэт пытается оплатить «свой долг» перед вселенной, а мы пытаемся обложить его как можно большими налогами. Увы, практицизм — неотъемлемая часть нашей жизни. Смогут ли поэты предотвратить «амортизацию души и сердца»? На сегодняшний день этот вопрос остается открытым…