Михаил Юрьевич Лермонтов
«Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование, оценка)»
Стихотворение «Дума» было написано Лермонтовым в 1838 году. Начало девятнадцатого столетия было той эпохой, в которую впервые в русской литературе так явственно стал звучать мотив «лишних людей», порожденных веком бездействия. Царствование «жандарма Европы» Николая I было временем политической реакции, усиления монархизма, преследования инакомыслия. Подавление восстания декабристов и создание Третьего отделения для борьбы с вольнодумцами не могли не отразиться на сознании поколения. То была пора нерассуждающего повиновения, падения нравственного уровня. Молодое поколение было обречено на бездействие и, как следствие, на рефлексию.
Уже в начале стихотворения мы можем видеть позицию автора: грядущее поколения кажется ему пустым или темным, то есть неясным. По мнению поэта, отсутствие деятельности — бич его современников:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Разностопный ямб и произвольная строфика произведения создает впечатление «потока мыслей».
«Мы иссушили ум наукою бесплодной…» Ум в философии Лермонтова — во многом губительная сила, то, что лишает человека свободы выбора, воли. Действительность, трагизм эпохи заставляет Лермонтова скептически относиться к возможностям разума: он способен лишь заглушить «жизнь чувств» и породить равнодушие. Равнодушие, ощущение пустоты и бессмысленности существования пронизывает все сферы интеллектуальной и духовной жизни, становится всеобъемлющим и осмысливается на разных уровнях. На философском как отсутствие будущего и призрачная ценность прошедшего, на мировоззренческом познанье и сомненье мыслятся бременем в силу своей бесполезности, на нравственном рождается равнодушие к добру и злу, на психологическом — малодушие, неспособность к борьбе.
Идея бессмысленности существования является центральной, стержневой как в плане содержания, так и в плане выражения. Все художественные средства подчинены этой идее. Метафора «тощий плод, до времени созрелый» говорит нам о преждевременной старости души, одиночестве в толпе. Сравнение — жизнь, «как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом» указывает на отсутствие движения, одиночество, неприкаянность.
Метафора «толпой угрюмою и скоро позабытой…» следует истолковывать как напоминание о безликости, отсутствии яркой индивидуальности. А остаток чувства — «зарытый скупостью и бесполезный клад» — есть невозможность и неспособность, так или иначе, установить связи с миром.
Наука бесплодна, страсти осмеяны неверием — ни рассудок, ни чувства не способны сократить глубокий разрыв между поколением и миром, воскресить внутреннюю жизнь человека. Усиливается индивидуализм. Отсюда и случайность любви и ненависти, отсутствие логики в отношениях с миром. И потому «кипение огня» в крови, свидетельствующие о молодости и силе, подавлены «тайным холодом души».
В стихотворении можно наблюдать слияние лирического героя и поколения («наше поколение», «богаты мы», «жизнь уж нас томит…»). Лирический герой отрицает, негодует, высмеивает, но тем самым он «утверждает некий положительный идеал».
Финал стихотворения, возвращаясь к началу, образует кольцевую композицию и содержит важнейшую для Лермонтова тему будущего справедливого суда:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Невозможно не заметить явной переклички стихотворения с другим произведением Лермонтова — романом «Герой нашего времени». Характеризуя Печорина, мы можем использовать целые цитаты:
…Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
…И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Написанное в 1838 году, стихотворение чрезвычайно актуально и в наши дни. Предупреждение Лермонтова звучит в XXI веке ярко и своевременно. И, быть может, прислушавшись к голосу классика, мы сможем изменить себя.